Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения.

Юлия Гашкова
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

По моему наблюдению, последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Когда мы приступили к работе с детьми, мы поставила перед собой ряд задач: разработать систему исследования индивидуальных особенностей развития ребенка (диагностика развития познавательных процессов; диагностика развития социально-эмоциональной сферы; диагностика межличностных отношений); создать условия для оказания помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности; разработать и апробировать систему работы по развитию социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; содействовать повышению психологической компетенции сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.

Результаты диагностики зачастую выявляют очень низкий уровень развития социально-эмоциональной сферы, которая влияет как на межличностные отношения, так и на уровень познавательного развития. Ведь если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше понимает детей и взрослых, ему легче дается обучение. Именно поэтому за основу своей работы мы взяли развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников.

Одной из задач всех специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное развитие и воспитание дошкольников, привитие ему основных моральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут ему общаться с другими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (удовлетворением или неудовлетворением, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. С измерением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близких ему людей.

Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Как нам удалось выяснить в результате диагностики, в формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Как уже отмечалось, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработки положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Именно поэтому в своей работе с родителями мы проводим совместные занятия родителей с детьми, семинары-практикумы и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановкой в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми, сближение детей и родителей.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и дети, посещающие ясли, не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, как общение со взрослыми. Именно на снижение детской агрессивности, в большей степени, направлены игровые занятия, которые мы проводим с детьми младшего дошкольного возраста.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведении, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и тому подобное. В своих занятиях мы стараемся всегда это учитывать, включая в каждое наше занятие игры, направленные на развитие коммуникативности и социальных умений («Пантомимические этюды», «Эхо», «Собери чемодан» и так далее).

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

На наших встречах с родителями и воспитателями мы объясняем, что взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

На этом возрастном этапе реакция ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Так, для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. Внешнее выражение чувств у ребенка носит более бурный и непроизвольный характер, чем у взрослого. Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. Поэтому в этом возрасте особое внимание на наших игровых занятиях с детьми мы обращаем внимание на развитие саморегуляции у детей. Для этого мы используем специальные игры и упражнения («Сохрани слово в секрете», «Запрещенное движение», «Да» и «нет» не говори» и так далее).

Попадая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить условия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Мы совместными усилиями с воспитателями младших групп и специалистами детского сада стараемся создать все условия для создания благоприятного климата в детском саду и в группе для каждого ребенка.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

В нашем детском саду создана система работы по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников.

Первым этапом в данной работе является диагностика развития социально-эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, мы используем наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.

Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности: невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и так далее; наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, мы отказываемся от преждевременных выводов, тщательно фиксируем внешние проявления поведения, продолжаем наблюдение по возможности длительное время и лишь потом приступаем к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком происходят в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

В ходе наблюдения мы обращаем внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий очень много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния, который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и тому подобное. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, мы используем таблицы фиксации результата. В результате наблюдения выявляем причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оцениваем собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.

Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному. Мы обращаем внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной ситуации, и именно эту реакцию кладем в основу оценки эмоционального состояния. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта.

Параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических методик.

По нашему наблюдению, комплексное применение методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно учитываю изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности – все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

При проведении диагностики мы использовали «Методика изучения понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке», тест «Страхи в домиках», графическая методика «Кактус», «Адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду», проективный метод диагностики эмоционального состояния с использование восьмицветной гаммы Люшера, интерпретативный тест «Грустная мама», социометрическая проба «День рождения», проективный тест «Дом. Дерево. Человек», тест «Несуществующее животное», «Социометрический опросник для детей», анкетный опрос родителей. Методики для мониторинга были подобраны согласно возрастным особенностям детей.

Результаты мониторинга занесли в специальную таблицу. По этим результатам уже можно судить о развитии социально-эмоциональной сферы дошкольника.

Так же проводится опрос воспитателей, направленный на выявление детей с поведенческими расстройствами (гиперактивность, тревожность, агрессивность).

Результаты мониторинга показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют радость, веселье и затрудняются в определении грусти, испуга, удивления, а главное это то, что большинство детей не могут адекватно ответить на эмоциональное состояние другого человека, сопереживать. При определении внутренних состояний людей, дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (поза, жесты). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления о способах передачи эмоциональных состояний через различные выразительные средства.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию социально-эмоциональной сферы ребенка.

Основная их цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью нами были сформированы следующие задачи: формировать чувство принадлежности к группе; формировать позитивное отношение к своему «я» и к сверстникам; способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности; развивать навыки социального поведения; помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение; развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию; создавать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций; обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств; создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний; учить установлению связи между событием и эмоцией; учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи; воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение; вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения; развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения; развивать психические функции, мелкую моторику рук; формирование потребности родителей в психологических занятиях через просвещение и систему индивидуальных консультаций.

Основное влияние на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка оказывает семья. Именно поэтому при поступлении детей в детский сад было проведено тестирование родителей, целью которого является выявление особенностей развития социально-эмоциональной сферы ребенка (агрессивность, тревожность, страхи, коммуникабельность, определение общей семейной ситуации, для создания более благоприятной обстановки в детском саду для каждого ребенка индивидуально.

С поступлением ребенка 2-3-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и так далее.

Именно поэтому работу в первой младшей группе мы с воспитателями и специалистами детского сада начинаем с создания эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

Для этого мы проводим в начале учебного года «Праздник знакомства». Проводя его, мы ставим перед собой задачу познакомить детей и родителей с педагогическим коллективом детского сада, с группой (показываем шкафчики, игрушки, развивающие зоны и так далее). Проводим игровые упражнения, направленные на знакомство родителей и детей между собой, игровые упражнения в которых участвовали и дети, и родители, и, конечно же, педагоги детского сада. После знакомства родителей и детей с группой, проводится экскурсия по детскому саду, во время которой посещаем музыкальный и физкультурные залы, кабинет педагога-психолога. Везде их ждут специалисты, которые будут работать с их детьми, рассказывают о своей работе, отвечают на интересующие вопросы. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей.

Первое знакомство с воспитателями и другими специалистами детского сада в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей и родителей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что дальнейшем упрощает работу педагогического коллектива.

Наша система работы по социально-эмоциональному развитию состоит из 120 занятий и рассчитана на 5 лет (I младшая, II младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы) по 24 занятия в год.

Занятия во всех возрастных группах проводятся небольшими подгруппами (7 – 9 человек, которые формируются в зависимости от возраста, поведенческих отклонений и уровня социально-эмоционального развития.

Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе. Занятия с подгруппой детей проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 10 до 40 минут (в зависимости от возраста детей). Они проводятся в кабинете педагога-психолога, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

В занятиях используются следующие методические средства: ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе; психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга; коммуникативные игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли»; игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»; задания с использованием «терапевтических» метафор; релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники; использование эмоционально-символических методов.

Содержание коррекционной работы по развитию социально-эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

комфортная организация режимных моментов; оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (оздоровительно-профилактической гимнастикой; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых заданий и упражнений; досугов); игротерапия (сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры); арттерапия (рисование; ритмопластика; танец; музыкально-ритмические движения); занятия-образы, игры-драматизации; сказкотерапия; психогимнастика (этюды; мимика; пантомимика); телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка; задания, направленные на организацию совместной деятельности, составление рассказов, организацию театрализованных игр и тому подобное; использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, схем, символов, графических изображений).

В курсе развития социально-эмоциональной сферы можно выделить три фазы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первая фаза включает объединение детей в подгруппы. Большинство приемов, используемые во время этой фазы, обеспечивают создание доброй, безопасной обстановки, где участники чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание заниматься друг с другом.

Вторая фаза осуществляет основную коррекционную и обучающую задачу. Используются игровые, а также неигровые приемы, такие как психогимнастика, элементы сказкотерапии, изобразительная деятельность, обсуждение и проигрывание предложенных ситуаций.

Третья фаза включает закрепление полученных знаний и навыков. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствует взаимопониманию участников, рефлексии, эмпатии и контролю своего поведения.

Занятия состоят из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть I. Вводная. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия.

Часть II. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию социально-эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: элементы сказкотерапии с импровизацией; элементы психогимнастики; игры на развитие коммуникации; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование и так далее.

Часть III. Завершающая. Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры – проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Поскольку занятия предполагают работу с маленькими детьми, то необходимо постоянно следить за тем, чтобы все его участники были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему); мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию).

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Наряду с подгрупповыми занятиями проводились индивидуальные с детьми, которые вызывали наибольшие опасения, с трудностями в поведении, повышенной гиперактивностью, агрессивностью или тревожностью.

Реализуя эту программу, мы опираемся на поддержку и тесную взаимосвязь с родителями. Для совместной работы детей и родителей были разработаны домашние задания, фиксируемые в специальных альбомах – «Это Я!».

Итогом проведения работы, направленной на социально-эмоциональное развитие дошкольников, во всех возрастных группах проводилась диагностика. При ней использовались те же методики, что и в начале года. Его результаты так же заносятся в таблицы, благодаря которым можно сделать вывод об эффективности проведенной работы, выделить основные направления будущей работы в заданном направлении, проблемных детей, с которыми необходимо провести дополнительную работу.

Конечно, как и в каждой работе, можно отметить и положительные и отрицательные результаты. Это можно объяснить появлением все большего количества «трудных» детей, которые требуют большего внимания, так и тем, что результаты работы педагога-психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. У многих детей не всегда получается выражать заданное эмоциональное состояние с помощью пантомимики и голоса. Возможно, это случилось из-за того, что в настоящее время повысилось число тревожных, замкнутых детей, которым очень тяжело расслабить свое тело для принятия желаемой позы. А также таким детям очень трудно подчинить свои интонации. Возникают проблемы и при принятии компромиссных решений, решении конфликтных ситуаций. Дети не всегда могут контролировать свои эмоциональные реакции. Так же, дети очень хорошо умеют определить хорошие и плохие поступки сказочных героев, но возникают проблемы при оценке своего собственного поведения, контроле над ним.

Но мы находимся в постоянном творческом поиске, стараемся как можно больше узнать о новинках литературы, которые смогут помочь нам в этой нелегкой работе, использовать вариативность в мониторинге, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие социально-эмоциональной сферы. И мы надеемся достичь больших результатов и приобрести еще больший опыт в работе с детьми по этой направлению. Ведь мы уверены, что если вам интересно с детьми, а им – с вами, если вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений»Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство - короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения.
Опубликовано: 11 ноября 2012 в 13:41
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...