МААМ-картинки

Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения

Светлана Олейникова
Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения

Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения

Цель – формирование сенсорных способностей у детей.

Задачи:

Публикация «Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Развивать умение детей получать информацию о предметном окружении с помощью сохранных анализаторов, обогащать их чувственный опыт;

• Формирование у детей систем сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, признаки и свойства различных предметов);

• Закрепить умения детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

• Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

• Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Тема моего приоритетного направления «Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения»

Работа над данной темой была выбрана не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. Сенсорная система - это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая ребенку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем мире. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание дают сведения об окружающем в виде ощущений, восприятий, представлений. На основе взаимодействия анализаторов у детей с нарушением зрения включаются компенсаторные механизмы, которые способствуют осуществлению различных видов деятельности. В зависимости от характера деятельности может осуществляться замена одного анализатора другим. Для создания целостного образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даёт более полное и правильное представление о предметах. Особенно, это актуально для детей с нарушением зрения. В этой связи возникает необходимость организации коррекционно-развивающей работы. Работа проводилась с детьми старшего возраста с нарушением зрения. Количество детей в группе 16 человек. Все дети с функциональными расстройствами зрения (гиперметропия, миопия, амблиопия, косоглазие).

Для того чтобы коррекционная работа была успешной, было проведено диагностическое обследование с целью определения уровня сенсорного развития у детей старшего возраста, имеющих различные нарушения зрения. Результаты проведё нного мною обследования показали: дети испытывают трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении предметно – практических действий, в ориентировке на своём теле и в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение обобщение и т. д., что значительно затрудняет их учебно–познавательную деятельность.

На основании полученных в результате обследования данных, разработала направления коррекционной работы для каждого из детей с учётом их возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии (индивидуальный маршрут).

Сенсорное развитие детей осуществлялось через разные формы работы :

• подгрупповые занятия,

• индивидуальная работа с детьми,

• дидактические игры,

• проектная деятельность

В начале учебного года разработала перспективное планирование НОД по ознакомлению детей с органами чувств («Путешествие в Глазоград», «Путешествие в город запахов», «Рука человека», «Кожа», «Ухо», «Рот»). Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Занятия, проводились в игровой форме, что активизирует детей на более лучшие результаты их деятельности. Учитывая быструю утомляемость детей, проводила физминутки, динамические паузы, пальчиковую гимнастику. Имеется картотека физминуток и пальчиковой гимнастики, связанные с темой и содержанием деятельности. Обязательным компонентом НОД является зрительная гимнастика. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер: «Что далеко, что близко», «Следи за бабочкой», «Восьмёрка», «Дорожка с препятствиями», «Найди пару», «Лабиринт» и др.

Во время индивидуальной работы включала упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предмета). Использовала игры, в которых дети составляли из частей целое, такие игры заставляют детей активно включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Все дидактические игры и задания подбирала индивидуально для каждого ребёнка, в зависимости от состояния зрения. Так при высокой степени амблиопии изображения давала более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшала. При дальнозоркости рекомендовалась усиленная зрительная нагрузка, поэтому применяла более мелкий материал и пособия, при близорукости наоборот.

По каждому направлению коррекционной работы применялись различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия : тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

Так для развития зрительного восприятия :

«Назови форму предмета», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно», «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «Дальше — ближе», «Какого цвета не стало?», «Собери гусеницу», «Сложи радугу», «Разрезные картинки», «Мозаика».

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития слухового восприятия :

«Послушай – угадай», «Чей голос», “Оркестр”, “Что звучит? “Определи, где звучит?”, “Телефон”, “Найди пару”, “Тихо – громко”

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития вкусового восприятия :

«Вкусовые банки», «Определи на вкус», «Заколдованные порошки»

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития обонятельного восприятия :

«Овощи и фрукты», «Поможем обезьянке»

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития осязательного восприятия :

"Чудесный мешочек", "Угадай на ощупь", «Найди пару», "Узнай фигуру"

Проводилась подготовка детей к плеопто-ортоптическому лечению: проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия планировала, опираясь на рекомендации врача – офтальмолога, учитывая, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Дети принимали участие в проекте «Эта удивительная соль». Через исследовательскую деятельность формировались представления детей о соли и её свойствах. В ходе экспериментов были задействованы все анализаторы : зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, осязательный. Это позволило в полном объёме исследовать соль.

Важным компонентом своей профессиональной деятельности, залогом успешности, проводимой мной коррекционно – развивающей работы является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Одной из задач работы с родителями считаю формирование у них адекватного отношения к дефекту зрения своего ребенка. Стремлюсь повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей с нарушениями зрения, вовлекая их в лечебно – восстановительный и коррекционно – развивающий процессы. Взаимодействие осуществляю в форме родительских собраний, индивидуального консультирования по результатам диагностики и по текущим вопросам лечебно–восстановительной и коррекционно – развивающей работы. Подготовила консультации для родителей: «Игры, развивающие сенсорное восприятие у детей 5-6 лет», «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Развиваем сенсорику, тренируем память, мышление, речь», «Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице», «Помогайте детям познавать окружающий мир». Знакомлю родителей динамикой остроты зрения воспитанников, рекомендую комплексы зрительной гимнастики, даю советы по организации деятельности родителей с ребёнком в рамках лексической темы.

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения во многом зависит от взаимодействия тифлопедагога с воспитателями и другими специалистами. Имеется тетрадь взаимодействия с воспитателями и логопедом. Для достижения эффективности в работе по сенсорному развитию был проведен семинар-практикум. Были освещены теоретические вопросы по сенсорному восприятию, а также представлен практический материал, который использую в работе с детьми.

В своей работе попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание.

Также были подготовлены консультации для инструктора по физкультуре по развитию общей моторики и ориентировки в пространстве.

Принимала активное участие в мероприятиях детского сада: праздник «День знаний», «Здравствуй, осень», «Новый год», спортивных мероприятиях «Мы мороза не боимся», «День защитника Отечества», «Масленица».

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что примерно 80% детей успешно овладели программой сенсорного развития. Но некоторые дети испытывают трудности при формировании представлений о величине предметов, умениях измерять предметы и их части с помощью условной мерки путём наложения, приложения. Это трудно давалось детям с низкой остротой зрения, с нарушениями глазодвигательных функций.

В дальнейшем необходимо продолжать обучать детей приёмам измерения предметов путём наложения, приложения одного предмета к другому, затем после овладения приёмами, измерять предметы с помощью условной мерки. Трудности у детей вызывает также умение считывать пространственные положения предметов на схеме и точно обозначать пространственные положения на микро - и макро - плоскости. С такими детьми буду продолжать индивидуальную работу по обучению ориентировке.

Данные, полученные в ходе работы, подтверждают факт, что разработанный перспективный план повышает уровень сенсорного развития детей. На основании этого можно сделать вывод, что в результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, ведь успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения
Опубликовано: 11 октября 2020 в 10:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД