Лучший педагог года

Развитие связной речи методом моделирования

ольга мурзаева
Развитие связной речи методом моделирования

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разно-образные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Публикация «Развитие связной речи методом моделирования» размещена в разделах

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования. Среди них выделяется такой ориентир, как ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…. Механизмом реализации данного умения становится владение детьми дошкольного возраста умениями связной речи : диалогическими и монологическими. Одним из основных методов развития связной речи мы определяем моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.

Отличительной особенностью моделей Л. В. Красильниковой является их четкое соответствие композиции связных монологических текстов. Каждый блок модели отражает структурную часть монолога, то есть отражается сущность построения связных монологических высказываний.

В начале работы было проведено 3 вида обследования развития речи детей :

• овладение умениями и навыками в области «Речевое развитие» по ФОП ДО

• обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.

• особо хочется выделить мониторинг развития осознанной речевой ак-тивности детей 5-7 лет по методике Л. В. Красильниковой.

Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми. Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.

По мониторингу речевой активности из 28 человек 19 человек с высоким уровнем речевой активности, остальные со средним. Среди компонентов лучше выразительность, хуже паузы хезитации.

Анализируя сводные результаты обследования развития речи детей видно, что речевое развитие в основном соответствует возрасту, хотя есть недостатки, особенно в связной речи (описание, самостоятельный рассказ детей). Моделирование поможет детям самостоятельно структурно выстроить свой монолог.

На основании результатов трех видов обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода мо-делирования.

Задачи:

1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).

2. Создавать условия практического овладения нормами речи.

3. Развивать речевое творчество.

4. Воспитывать культуру общения.

Наша работа направлена на развитие связной речи, но не надо забывать, что развитие речи многогранно и поэтому мы должны учитывать комплексный подход к развитию связной речи детей.

На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи, представленные на экране:

1. Работа с готовыми дидактическими текстами, включающий в себя ознакомительный этап и этап материализованного дейст-вий.

2. Самостоятельное составление детьми связных высказываний, предполагающий совершение внешнеречевых действий программирования.

3. Составление творческих связных высказываний определенного типа, подразумевающий совершение действий программирования в форме «внешней речи про себя» и в форме мысленного преобразования обобщенных представлений о структуре высказы-ваний.

На первом этапе работы с детьми стояли следующие задачи:

Задачи:

Развивать умение детей выделять характерные особенности повествова-тельного текста.

Развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)

• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между частями повествования.

• Закреплять умение составлять рассказ.

Развивать операции мышления и речь детей.

• Воспитывать внимание и умение слушать товарищей.

На данном этапе работы формируются первоначальные элементарные пред-ставления о структуре текста определенного типа на основе действий моделирова-ния. Модель становится ориентировочной основой действий для детей в определении структурных компонентов повествования, описания, рассуждения. Происходит обучение действиям программирования в форме внешних развернутых действий с опорой на модель.

Рассмотрим этот процесс на повествовании. На первых занятий мы читаем специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, мы анализи-руем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа Л. В. Красильниковой. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные. Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.

Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми.

Задачи:

• Продолжать развивать деятельность программирования

• Закреплять представление детей о композиции повествования.

• Закреплять умение использовать модели в составлении повествования.

Развивать операции мышления и речь детей.

• Воспитывать культуру общения

На данном этапе дети упражняются в программировании своего высказы-вания во внешнеречевой форме с опорой на модель. В группе используем следующие игры и упражнения, разработанные Л. В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой» они основаны на использовании модели повествовательного рассказа. В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности. В конце этого этапа дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

После этого мы перешли к третьему этапу нашей работы.

Задачи:

• Продолжать развивать деятельность программирования

• Обобщить представление детей о структуре повествовательного рассказа.

Развивать умение детей составлять рассказ, используя модели.

Развивать операции мышления, речь и воображение детей.

• Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивать.

На этом этапе дети упражняются в программировании своего высказывания во внутреннем плане, который совершается через преобразование обобщенных представлений о структуре высказывания. Особенностью этого этапа является по-чти полная самостоятельность детей.

Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на го-товую тему. А в занятиях, где дети были писателями или журналистами – на любую тему. По наблюдениям в составленных рассказах соблюдалась логика. Хотя у детей среднего развития рассказы были менее распро-страненными.

Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок. Перед праздниками (День учителя и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание. В процессе работы были созданы самодельные книжки.

Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возмож-ность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представ-ления.

Для анализа нашей работы была проведена промежуточное обследование речи детей по методике О. С. Ушаковой.

Были получены следующие результаты, показанные на экране: увеличилось количество детей с сформированным уровнем развития речи с 54 % (14 детей) до 79 % (22 детей);

- количество детей формирующего уровня развития речи уменьшилось за счёт перехода детей на более высокий уровень с 38 % (9 детей) до 21 % (6 детей);

- снизилось количество детей с точкой роста по развитию речи с 12% (3 детей) до 0 %

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проведенная система работы благоприятно повлияла на развитие связной речи детей.

Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста эффективно, потому что:

• повысилась содержательность и связность монологической речи детей.

• повысилась речевая активность детей.

развилось речевое творчество детей.

развились психические процессы детей, особенно мышление.

Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и дальней-шей взрослой жизни детей.

Перспективы работы следующие:

• Продолжать работу по развитию связной речи.

• Продолжать развивать навыки общения.

• Способствовать воспитанию культуры общения.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи методом моделирования
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 17:31
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД