МААМ-картинки

Развитие связной речи у старших дошкольников через ТРИЗ

Елена Петрова
Развитие связной речи у старших дошкольников через ТРИЗ

На протяжении дошкольного возраста развитие связной речи является одной из задач речевого воспитания детей дошкольного возраста.

Связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, образно и правильно.

Публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников через ТРИЗ» размещена в разделах

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, Т. А. Ладыженской, Ф. А. Сохина, Т. Б. Филичевой, Б. И. Яшиной. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А. Н. Гвоздевым, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым и др.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок, у них преобладает исполнительская функция, что препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Созданная Г. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Следует отметить, что ТРИЗ - это уникальная технология развития связной речи. В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем — нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

При построении работы по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора

Принцип деятельности

Принцип открытости

Принцип обратной связи

Принцип идеальности

Важно, что бы речевые занятия были интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении. Взрослым важно поэтому поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Так же используются следующие методы ТРИЗ-технологии :

обучение детей созданию образных характеристик объектов;

создание дошкольниками рифмованных текстов;

обучение детей составлению творческих рассказов по картине;

обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Работа по обучению детей созданию образных характеристик должна начинаться с:

1. Обучения детей составлению сравнений.

2. Отрабатывания умений детей по составлению разнообразных загадок.

3. Составления метафор.

Алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются детьми и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи. Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество и речь ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере общения и творчества, активного диалога и сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность, умеющую связно говорить.

Публикации по теме:

Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию «Развитие связной речи через обучение детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине.

Проект «Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность» Цели проектной деятельности • Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников. • Влияние.

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ» Мастер-класс на тему:«Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ».Цель: повышение профессионального.

Презентация «Отчет по теме «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» Тема «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом.

План инновационной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через использование скороговорок и чистоговорок» Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом Тема: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом.» План самообразованию воспитателя.

Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы Проект «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»средняя группа №4 «Сказка» Актуальность.

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами. СЛАЙД 1 (Щелчок) Успешность обучения в школе зависит от.

Самообразование «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников через различные виды деятельности как способы развития речи» План работы по самообразованию на 2018 – 2019 год воспитателя старшей группы МБОУ «Прогимназия № 1» Челядиной Светланы Владимировны. на.

Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ Статья "Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредствам ТРИЗ" В современном дошкольном образовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у старших дошкольников через ТРИЗ
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 21:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД