Папки-передвижки

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (5 фото)

Аня Грунина
Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность общей и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.

Публикация «Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

М. М. Кольцова (1979) пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, подчеркивает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Это дает основание приравнивать ее к артикуляционному аппарату и судить о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции. Таким образом, моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т. е. мелкую моторику.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Я работаю с детьми, имеющими фонетическое, фонетико-фонематическое, а так же общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Специалистами установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Поэтому на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.

Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, упражняется воля, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Далее мною предложены игры, целью которых является одновременное развитие мелкой моторики пальцев рук, автоматизация поставленных звуков, развитие лексико-грамматических категорий.

1. «Построим домик»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках или квадратах (кирпичиках, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался, например: «Л.» - построить домик для волка, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

2. «Собери цветочек»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, логопед предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Фото №1 Развитие ребенка

3. «Весёлый поезд»

Цель игры: обучение слоговому анализу слов, развитие мелкой моторики,

Материал: Картинка с изображением поезда и тремя вагонами. Предметные картинки, в названиях которых один, два и три слога. Шнурки.

Ход игры: Логопед предлагает распределить картинки по вагончикам. Чтобы правильно это сделать, нужно определить количество слогов в слове. В первый вагон поместить картинки, которые состоят из одного слога, во второй – из двух слогов, в третий – из трёх слогов.

Если игра направлена на автоматизацию отрабатываемого звука, то ребенку предлагается: «Определи место звука в названии картинок и помести их в нужный вагон». В первом вагоне поедут предметы, в названиях которых звук стоит в начале слова, во втором - в середине и в третьем – в конце.

Фото №2 Материалы для педагогов Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

4.«Развивай – ка»

Цель игры: развитие звуко – буквенного анализа слов, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи.

Материал: Два прямоугольника из фанеры. На одном прямоугольнике на штыри крепятся круглые пластины. В другом прямоугольнике прорезано окно, чтобы были видны совмещённые на разных кругах картинки (крышка просто накладывается). На вырезанных из картона кругах (это игры, разделённые на 6 и 8 секторов помещены картинки.

Ход игры:

На пластинки положить выбранные кольца с картинками, закрыть крышкой. Ребенок раскручивает выступающие справа и слева края пластинок, находит и совмещает в окошке крышки нужные картинки (например, цветок – цветочек).То есть в одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца.

Примеры игр:

«Подбери звуковую схему»

«Первый звук»

«Кто? Без чего?»

«Один – много»

«Назови ласково»

«Разноцветные картинки»

«Поварята»

«Составь предложение»

Фото №3 Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем Фото №4 Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма сформированность общей и мелкой моторики зрительного и фонематического восприятия
Публикации по теме:

Психо-и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Важнейшим периодом интенсивного физического развития детей, развития отдельных органов и систем является дошкольный возраст. Ведущей системой.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет» «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет» Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно.

Развитие тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама Дошкольный период развития человека – один из наиболее важных и ответственных. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Анализ методик изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Формирование связной речи у детей с речевыми.

Сюжетно-ролевая игра детей с различными речевыми нарушениями Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук» Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели. Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений.

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует.

Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности Обследование навыков и умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводимое в начале учебного года, выявляет.

Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 12 марта 2016 в 19:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД