Папки-передвижки

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности

Оксана Юрьевна Садреева
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №261 г. о. Самара

(слайд 1) Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности

Выполнила: Садреева Оксана Юрьевна

Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности» размещена в разделах

(слайд 2) Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

(слайд 3) Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Между тем не каждый воспитатель обладает творческими способностями или не может их правильно применить и использовать в нужное время. В разрешении данных вопросов заключается проблема исследования, тема которого «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности».

(слайд 4) Методологические характеристики - представлены в презентации

(слайд 5) Задачи исследования - представлены в презентации

(слайд 6) Гипотеза исследования - представлены в презентации

(слайд 7) Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности и последующей экспериментальной проверке поставленной гипотезы.

(слайд 8) На первоначальном этапе опытно-экспериментальной работы мы изучили имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильева, систематизировали полученные знания. Проанализировали материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провели мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.

(слайд 9) С целью выявления особенностей развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, использовали методики Т. Г. Казаковой и Лыковой И. А.

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности провели следующие занятия:

1. Задание по восприятию искусства (беседа)

Предложили детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенного в ней понравилось. Предложить придумать название картины.

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

Предложили детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему «Я и моя семья». Они могли выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дали им альбомный лист.

3. Задание по рисованию (наблюдение) на тему «Чем я люблю заниматься». Каждый ребёнок рисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно – образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Диагностика проводилась в сентябре месяце. Принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. (слайд 10) Первичная диагностика показала, что у 40 % (8 детей) низкий уровень развития творческих способностей в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, у 40 % (8 детей) – средний уровень, у 20 % (4 детей) - высокий уровень развития творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников.

(слайд 11) Исходя из полученных данных, составили тематический перспективный план работы с детьми с 01.10.2013 по 01.04.2014 года, план дидактических игр и работы с родителями, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности.

Формирующий эксперимент проходил в течение всего учебного года, работа велась в соответствии с новыми ФГОС. Все запланированные занятия были проведены.

(слайд 12) Основные направления нашей деятельности:

1. Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

(слайд 13) В группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: (слайд 14) кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д.

(слайд 15) Появился стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.

(слайд 16) 2. Направление на организацию совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество».

В лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

(слайд 17) Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

В рисовании: ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;

(слайд 18) В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина). Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов.

(слайд 19) 3. Направление одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью мы провели ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные способы рисования», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекали родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становились выставки творчества детей и родителей группы: выставки «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», (слайд 20) «В гостях у сказки», выставки поделок из бросового и природного материала (слайд 21) «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы». Организовали и проводили семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в проектах «Моя семья», «Родословное древо».

(слайд 22) По окончании формирующего эксперимента было проведено повторное обследование детей. В контрольном эксперименте (апрель 2014г.) использовались диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, но с небольшим усложнением.

Вторичная диагностика показала, что у 40 % (8 детей) детей средний уровень развития творческих способностей, у 60 % (12 детей) – высокий уровень развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности.

(слайд 23) Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г. представлены

Выводы нашей деятельности:

- Создали развивающую среду в группе.

-Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

- Разработали перспективный план, план дидактических игр, план работы с родителями.

Для детей:

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно – творческих способностей.

(слайд 24) Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень самостоятельной продуктивной деятельности, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

(слайд 25)

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

«Я знаю свою улицу» (виртуальная экскурсия) Описание работы Авторы: Воспитатель – Купряшина Виктория Владимировна Педагог-психолог - Артамонова Алла Борисовна муниципальное бюджетное.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности
Опубликовано: 14 октября 2014 в 17:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД