Папки-передвижки

Развитие творческого потенциала младших дошкольников посредством нетрадиционных техник в условиях реализации ФГОС 

Наталья Емельянова
Развитие творческого потенциала младших дошкольников посредством нетрадиционных техник в условиях реализации ФГОС 

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. И перед педагогами дошкольных учреждений на сегодняшний день стоит одна из главных задач – приобщение детей к изобразительному искусству и формирование интереса к различным видам изобразительной деятельности на самых первых ступенях дошкольного детства.

Публикация «Развитие творческого потенциала младших дошкольников посредством нетрадиционных техник в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах

И наиболее эффективным средством для формирования творческой активности, мышления и воображения детей является дополнение традиционных техник, которые используются в организованной образовательной изобразительной деятельности – нетрадиционными.

Дошкольник в силу своей специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Это нас и подтолкнуло к созданию увлекательных для малышей средств и форм деятельности. Мы стараемся использовать в работе именно те методы и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Педагогические наблюдения в группе второго раннего возраста показали, что у детей наблюдалась: неуверенность и даже боязнь в действиях с карандашами, красками, кистью и пластилином. Тем более, что для некоторых детей это было первое знакомство с художественным творчеством. И перед нами стояла задача сделать это знакомство более доступным и интересным для малышей.

Поэтому, анализируя результаты по формированию овладения изобразительными средствами младших дошкольников, определились в необходимости использования в работе творческого экспериментирования с изобразительными материалами, а также знакомства и освоения некоторых элементов нетрадиционных изобразительных техник.

Необычность таких оригинальных техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

При работе мы опирались на уже существующие разработки Комаровой Т. С., Лыковой А. И., Давыдовой Г. Н., Никитиной А. В. по изобразительной деятельности. Данные пособия созданы на основе многолетнего опыта работы авторов, в которых предложено планирование образовательной деятельности с элементами нетрадиционных техник с учётом возрастных особенностей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми посредством использования нетрадиционных техник ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала младших дошкольников и построена с учетом требований ФГОС ДО, принципов дошкольной педагогики, а именно: отражает партнерские отношения между взрослым и детьми, построенные в игровой форме и направленные на поддержку детской инициативы.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник, как один из видов продуктивной деятельности позволяет удовлетворить основные потребности ребенка:

-желание практически действовать предметами, которое предполагает получение определенного результата;

-желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать (например, в сюжетно-ролевой игре) и что способно вызвать одобрение окружающих.

Как известно, педагоги, в силу своей занятости редко используют нетрадиционные техники. Мы же предлагаем их использовать в совместной деятельности педагога и детей уже в раннем дошкольном возрасте. В дальнейшем повзрослев, дети с удовольствием будут экспериментировать самостоятельно. Такая форма работы даёт возможность найти подход к каждому ребёнку в отдельности, и умело сплотить детей для коллективной деятельности.

В совместной изобразительной деятельности педагога с детьми мы используем игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому деятельность такого рода для них всегда праздник.

Учитывая всё вышеперечисленное, нами были определены формы работы по формированию творческой активности младших дошкольников.

На первых этапах работы был разработан перспективный план совместной творческой деятельности педагога и детей, с использованием таких нетрадиционных техник как : рисование пальчиком и ладошкой, тычок кистью и ватной палочкой, объёмная аппликация, пластилинография и кляксография.

Так же был разработан перспективный план работы взаимодействия с родителями. Это консультации, мастер – классы, практикумы, выставки, конкурсы. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической компетентности родителей в области художественно-эстетического развития ребёнка.

С целью показать актуальность использования нетрадиционных техник в образовательной деятельности ДОУ проводится работа с педагогами нашего дошкольного учреждения в соответствии с разработанным перспективным планом.

Для успешного формирования изобразительных умений и навыков младших дошкольников в группе создан центр творчества, где каждый ребёнок может самовыражаться, пробуя свои силы и способности. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом. При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (подобраны раскраски, трафареты, дидактические пособия).

В доступном для детей пространстве создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию. Использование различных нетрадиционных приспособлений обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей и делают творческие работы детей креативными и выразительными.

Творческую работу с детьми строили на принципах, которые направлены на личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику.

В настоящее время дошкольники нашей группы с неподдельным интересом и восторгом работают в нетрадиционных техниках.

И в заключение хотелось бы отметить, что использование нетрадиционных техник на первых ступеньках дошкольного детства в настоящее время имеет важное значение для дальнейшего гармоничного развития ребёнка. Оригинальные техники позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышают интерес к художественной деятельности, развивают психические процессы. Они позволяют детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивают воображение, создают ситуацию успеха для каждого ребёнка, дают полную свободу для самовыражения.

Литература

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2008

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста - М, Сфера, 2005.

4. Кожохина С. К. и Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

5. Лыкова И. А. Каждый охотник желает знать. - М. ,Карапуз,2004.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Карапуз - Дидактика, 2007.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010 г.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Перспективное планирование по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник для дошкольников и младших школьниковПерспективное планирование по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник для дошкольников и младших школьников Нетрадиционные формы изодеятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искaть, экспериментировaть, а самое главное,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Консультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОСКонсультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне… Эта детская.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала младших дошкольников посредством нетрадиционных техник в условиях реализации ФГОС 
Опубликовано: 29 августа 2022 в 20:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД