Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Марина Юрьевна Коннова
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Воображение

- это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Хорошими стимулами для развития творческого мышления, воображения являются незаконченные рисунки, рассказы, сочинение или продолжение уже известных сказок, рассказов и сказок и т. д. Поэтому одним из направлений развития творчества детей на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью.

В нашем детском саду в 2012-2013 учебном году проводилось изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы исследовали уровень развития творческих способностей дошкольников.

В качестве

диагностики

были использованы методики О. М. Дьяченко и Е. П. Торренса.

1. Изучение оригинальности рисунков детей пятилетнего возраста.

2. Изучение гибкости построения графического образа.

3. Изучение способности к перевоплощениям.

Результаты проведенной диагностики показали, что

высокий уровень развития воображения имеют 17% дошкольников,

средний – 33%, низкий – 50%.

Анализируя результаты проведенного исследования мы сделали вывод о том, что часто обучение сводится к запоминанию и повторению приемов действия, типовых способов решения заданий. Рисунки дошкольников были однообразны и шаблонны. Одним словом – фантазия не работала. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Совместно с педагогами мы решили восполнить этот пробел и разработали

серию занятий

с многочисленными упражнениями, играми и заданиями, позволяющими лучше развивать и использовать воображение ребёнка для развития его личности, улучшения настроения.

Зная, как дети любят путешествовать, мы придумали карту Чудесной Страны Настроений. Вместе с детьми мы совершали воображаемые путешествия к вулкану, морю, в долину, в лес. С собой мы брали фотоаппараты, камеры, бинокли, журналы для записи увиденного. Мы путешествовали пешком, на машине, воздушном шаре, амфибии, самокатах и т. д., встречались с разными существами (которых придумывали сами) и после возвращения воспроизводили на бумаге все увиденное и услышанное. Так родились творческие игры «Морская прогулка», «Путешествие на воздушном шаре» и т. д.

Вместе с детьми подготовительной группы мы смотрели сквозь волшебные очки и замечали необычное в обычном, сочиняли сказки из серии «Волшебная клякса и её превращения», беседовали с детьми на различные темы: «Что для тебя красота», «Мои мечты», «Если бы я был,», В ходе этих бесед формировались нравственные ценности дошкольников, уточнялись понятия, использовался опыт и знания детей. Превращения то в садик с цветами (где каждый представлял себя в виде какого-либо цветка, то в лес, полный птиц и зверей, помогали не просто развивать воображение, но и познавать свои индивидуальные особенности и особенности детей из группы.

Воображение помогает формировать и нравственные чувства, в основе которых лежит способность эмоционально откликаться на состояние другого человека, одушевленного предмета, явления. Дети учатся сопереживать, создавая образы деревьев, цветов, животных. Вот один из таких рассказов: «Я хотел бы быть тучкой, из которой льёт дождь. Хорошо быть тучей, потому что на меня часто смотрят, мою воду пьют деревья и цветы. Я летаю по небу, я выше дома! Плохо, что мне каждый день приходиться мочить людей. Мои друзья – дождинки. А силу я набираю из облаков».

Таким образом, в процессе такой деятельности развивается эмоциональная сфера и воображение, расширяется кругозор, активизируется и обогащается речь, дети учатся наблюдать природу и восхищаться ей, заботиться о ней. «Что бы написать дерево, надо почувствовать себя деревом», - говорил средневековый китайский художник. Эту установку мы считаем важной в процессе развития воображения.

В свих занятиях мы использовали творческие игры из книги Дж. Родари «Грамматика фантазии». Одна из них – «Бинон». Каждый ребёнок загадывает про себя одно слово. Потом два ребёнка произносят их вслух. Если эти слова одного ряда, то сталкиваясь они не вызывают желания фантазировать и сочинять историю. Например как «солнце» и «небо», т. к. история про них изначально будет стереотипной. Ну, а если встретились такие слова, как «мыло» и «слоненок», происходит вспышка ассоциативного мышления. Теперь остается помочь начать сказку и дальше сидеть и слушать. «Однажды, прогуливаясь по Африке, слоненок Фантик нашел необычный камешек. Это было мыло. «Вот так находка!» - подумал слоненок и попытался ухватить мыло хоботом. Но не тут то было… Оно, словно живое, выскользнуло. А из хобота вылетел прозрачный пузырь…» Фантазия детей может развиваться до бесконечности. По мере накала фантазии смех становится все заразительнее. Словом, сюжетов может быть сколько угодно. Чем больше людей включается в фантазию, тем ярче становится сама фантазия, тем удивительнее ассоциативное мышление. Каждое удачное предложение встречается смехом и аплодисментами.

«Пробовал ли ты щурить глаза перед сном? Что ты видел? Нарисуй». Рассказывание или придумывание снов - ещё одна тема для бесед с детьми. В такие моменты нам очень помогают стихи детских поэтов. В такие моменты нам очень помогают стихи детских поэтов.

Виктор Лунин

Когда перед сном я в кровати лежу

И, чуточку щурясь, на стенку гляжу,

Мне кажется – перед собою я вижу зверей на обоях.

Вот слон полосатый идёт не спеша,

Вот утка с утятами спит в камышах,

А рядом лиловая львица

За страусом в крапинку мчится.

Когда я прищурюсь намного сильней,

Я вижу не серые пятна теней, а множество стройных и длинных

Серебряных шей журавлиных.

Когда же слоны начинают летать

Как птицы, а львица в гнезде щебетать.

Тогда я глаза закрываю и сразу легко засыпаю!

Когда мы подбираем стихи для наших воспитанников, легкие для восприятия, богатые поэтическими образами, обязательно читаем те из них, что так или иначе связаны с ситуацией дня. У детей, которые практически непроизвольно запоминают такие стихи, развивается чувство рифмы.

Саша Черный

Скрут

«Кто живет под потолком?»

- Гном.

«У него есть борода?»

- Да.

«И манишка и жилет?»

- Нет…

«Как встает он по утрам?»

- Сам.

«Кто с ним утром кофе пьет?»

- Кот.

«И давно он там живет?»

- Год.

«Кто с ним бегает вдоль крыш?»

- Мышь.

«Ну, а как его зовут?»

- Скрут.

«Он капризничает, да?»

-Ни-ког-да.

Наверное, вы с детьми то же играете в рифмы? Это очень полезное занятие. Участвовать в ней можете и Вы, а называется игра «Кто где живет?»

-На цветах?

-Цветулики.

-На шишках?

-Шишулики.

-На Земле?

-Землятики.

-На Луне?

-Лунатики

-В шариках?

-Шарёныши.

-В кубиках?

-Кубёныши.

Когда мы подбираем стихи для наших воспитанников, легкие для восприятия, богатые поэтическими образами, обязательно читаем те из них, что так или иначе связаны с ситуацией дня. У детей, которые практически непроизвольно запоминают такие стихи, развивается чувство рифмы.

Наши занятия мы проводили в группе, на участке детского сада, в театральном зале, комнате природы, библиотеке, игротеке и т. д.

В конце учебного года мы провели повторное диагностическое исследование. Были использованы те же методики, что и вначале года. Вот только

результаты

изменились. Высокий уровень развития воображения показали 47% дошкольников, средний – 36%, низкий – 17%.

В своей работе мы учитывали

принципы для развития творческого воображения.

1. Новые понятия должны вводиться в знакомом содержании.

2. Развивающие техники должны ориентироваться на личность ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.

3. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

Используя общие

способы стимулирования творческой активности

особое внимание мы уделяли:

1. Поощрению высказываний оригинальных идей. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

2. Использованию личного примера творческого подхода к решению проблем.

В сентябре 2014 года в нашем саду прошла творческая выставка педагогов «Ангел вдохновения» - это один из способов развития творчества детей.

Проведённая работа позволила выработать

рекомендации педагогам и родителям по развитию творческой деятельности.

1. Обеспечивайте ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо.

2. Не делайте скоропалительных выводов. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте слабые и сильные стороны детей.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут делать самостоятельно. Можете только чуть-чуть помочь им.

4. Старайтесь не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

5. Предлагайте детям возникающие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

В любом случае взрослый должен оказывать ребёнку помощь, но не руководить им, не командовать, не регламентировать его творческую деятельность.

Итак, развивая воображение детей, мы способствуем совершенствованию психических процессов, эмоциональной сферы, творчества, а значит, личности в целом.

Публикации по теме:

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Презентация опыта работы на тему «Развитие творческого воображения посредством конструирования в технике оригами» .

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2014 в 17:38
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....