Лучший педагог года

Развивающая предметно-пространственная среда при реализации ФГОС ДОУ

Елена Золотарёва
Развивающая предметно-пространственная среда при реализации ФГОС ДОУ

РППС- система эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

Каждому коллективу ДОУ приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную среду, стимулирующую развитие дошкольников? Серьёзные требования к РППС ДОУ предъявляет ФГОС. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, иначе у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия или агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда среда серая, унылая. Избежать проявление столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка, способствующего своевременному выявлению и становлению его способностей.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда при реализации ФГОС ДОУ» размещена в разделах

Дощкольное образование-первое звено в системе непрерывного образования. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту наполнением предметно-развивающей среды детского сада. Пространство, созданное для детей взрослыми должно положительно влиять на ребенка. Для этого необходимо создать определенные условия.

РППС в ДОУ ДОЛЖНА:

• Иметь привлекательный вид,

• Выступать в роли естественного фона жизни ребенка,

• Снимать утомляемость,

• Положительно влиять на эмоциональное состояние.

• Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир,

• Давать возможность заниматься самостоятельной деятельностью.

Т. О. РППС должна обеспечивать:

* максимальную реализацию образовательного потенциала в соответствии с возрастом ребенка,

* охрану и укрепление здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Показатели оценки РППС:

• Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе,

• Отсутствие конфликтов среди детей,

• Наличие продуктов детской деятельности,

• Невысокий уровень шума.

Нормативно-правовая база к отбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов:

• Концепция дошкольного воспитания (1989г.)

• Концепция построения развивающей среды в ДОУ (1993г.)

• Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

• Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10.2012г.

• Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003г.

• Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» от 26.06.2000г.

• Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

ТРЕБОВАНИЯ при составлении РППС в ДОУ:

Гигиенические-безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребенка.

Психолого-педагогические-гендерный подход; приоритетное направление образовательной деятельности педагогов группы; интересы, склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педтехнологий.

Эстетические- в группе должно быть уютно, комфортно, красиво.

Ведущие характеристики РППС:

Комфортность и безопасность обстановки достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой, что создает чувство уверенности и безопасности.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материала, разные бытовые предметы.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения социального опыта.

Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим ребенком по мере получения новых сведений о предмете (объекте).

Функциональность предметной среды достигается тем, что в обстановке группы находятся те материалы, которые востребованы детьми и могут выполнять развивающую функцию.

Для создания РППС в ДОУ используются следующие принципы:

Информативности: разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

Вариативности: в зависимости от вида ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

Полифункциональности: обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих РППС;

Педагогической целесообразности: важно предусмотреть необходимость и достаточность наполнения РППС, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• Трансформируемости (стабильности-динамичности) : обеспечение возможности изменений РППС в соответствии со вкусами, настроениями, от периода обучения, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства;

• Активности, самостоятельности творчества ребенка: возможность проявления и формирования этих качеств путём участия в создании своего предметного окружения;

Гибкого зонирования: возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

• Эстетической организации РППС, сочетание привычных и неординарных элементов (в группе должно быть уютно, комфортно, красиво);

Половых различий: возможность девочкам и мальчикам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами женственности и мужественности.

Интегративности: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в других областях.

Определяющим моментом в создании РППС является образовательная программа, которой руководствуется ДОУ. Важно учитывать особенности детей каждой конкретной группы:

- возраст

- уровень развития

- склонности, способности, интересы

- гендерный состав

- личностные особенности каждого ребенка.

Особенности РППС во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.

РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную деятельность детей, быть содержательно насыщенной, методически обеспеченной, доступной, безопасной. РППС должна иметь пространство для игры, учебных занятий, конструирования, подвижных игр, предусматривать возможность уединения детей. Для увеличения размеров открытого пространства предлагают использовать мебель-трансформеры (столы-мольберты, подъемные, встроенные в стену кровати, ширмы. Психологи считают, что у современных детей проблемы с воображением, поэтому интерьер должен быть незаконченным, должна быть возможность домыслить, каждый раз создавать новые условия для игры. Стены групповых комнат не должны быть полупустые. Для ясельных групп лучше приобретать мягкие модули. Важно создать для детей три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук («глаз-рука», роста и предметного мира взрослых. В соответствии с воспитательной функцией наполнения и построения РППС, она должна быть ориентирована на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо сверстника. Среда должна являться центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание РППС каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка.

В качестве центров развития могут быть :

- Уголок для ролевых игр;

- Книжный уголок, совмещенный с театральным центром;

- Центр настольно-печатных игр;

- Центр детского творчества (рисунки, поделки из пластилина, природных и проч. Материалов);

- Центр природы, совмещенный с центром экспериментирования;

- Физкультурный уголок;

- Центр строительных игр и конструирования;

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности. (сезон, тема, дата).

Создание РППС по направлениям развития детей :

Направление развития Оснащение

Физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья Физкультурный уголок. Уголок Айболита.

Познавательно-речевое развитие Учебная зона (6-7 лет). Центр экспериментирования, центр природы, зона настольно-печатных игр, зона конструирования и строительных игр, мини-музей, уголок книги.

Художественно-эстетическое развитие Центр творчества (ИЗО, ручной труд, музыкальный уголок, уголок ролевых игр.

Социально-личностное развитие Центр природы, уголок безопасности, для ролевых игр с учетом половых различий.

Организованная в ДОУ РППС:

• Инициирует познавательную и творческую активность детей;

Предоставляет ребенку свободу выбора форм и видов деятельности;

• Безопасна и комфортна;

• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

РППС должна ориентироваться на «зону актуального и ближайшего развития» :

• Содержать предметы и материалы известные детям для самостоятельной деятельности;

Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;

• Совсем незнакомые предметы и материалы.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала в соответствии с ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда музыкального зала в соответствии с ФГОС Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС  «Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС ДО» «Наш детский сад – это планета Детства» и.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУПредметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ в соответствии с ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ в соответствии с ФГОС Разновозрастная группа Николаевского филиала Светлолобовской СОШ №6. Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС .

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию обзор РППС по ФЭМП в нашей старшей группе. Развитие элементарных математических.

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС Одна из важных условий воспитательной-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильно организованная предметно-развивающая среда.

Родительское собрание «Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе в соответствии с ФГОС» (Слайд №1) Добрый вечер! Тема нашего собрания «Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе в соответствии с ФГОС.

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС» Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС» Задачи: Ознакомить с требованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда при реализации ФГОС ДОУ
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 13:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД