Получи документы

Реализация образовательного проекта «Моя Воркута» как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Кристина Старокожко
Реализация образовательного проекта «Моя Воркута» как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Реализация образовательного проекта Моя Воркута, как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины.

Публикация «Реализация образовательного проекта „Моя Воркута“ как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В наше время остро встал вопрос о том, что все стремятся уехать из родных мест в большие города для реализации себя. Даже не задумываясь, сколько возможностей есть здесь совсем рядом. Как бы не менялась страна, люди, всегда неотъемлемым качеством будет - любовь. Любовь к близким, друзьям и конечно к Родине. А как мы знаем, родина начинается со скамьи во дворе… Но любить можно только то, что знаешь и поэтому нашей задачей стало показать всю красоту родного края. Чем больше дошкольники будут знать о своём городе, о его истории, культуре, природном и социальном окружении, тем больше будут его любить.

Существует несколько путей введения этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения :

- введение в образовательный процесс на интегрированных занятиях;

- введение этнокультурной составляющей в программы дошкольного образовательного учреждения при организации дополнительного образования.

Мы для себя выбрали проектный метод внедрения этнокультурного компонента, так как он охватывает большое количество воспитанников и их родителей.

Представляем вашему вниманию наш опыт работы по теме:

«Реализация образовательного проекта Моя Воркута, как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Своим проектом, мы хотели привить детям и их родителям любовь к родному краю, показать им всю красоту любимых и значимых мест.

Цель проекта :

- развитие интереса к истории возникновения родного города Воркута;

- знакомство с историей возникновения города Воркута, с изменениями его в прошлом и настоящем;

- расширение интереса к истории своего края, города, расширение представления об истории малой Родины;

- развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения;

- знакомство детей с государственной и городской символикой, с культурой Коми края, особенностями и достопримечательностями города

- расширение знания детей о Коми Республике, народах Севера, их быта.

- воспитание любви к «малой Родине», гордость за достижения своего города.

Наш проект долгосрочный и рассчитан на пол года.

Этапы проекта :

Первый этап: Постановка проблемы, цели, задач.

Постановка проблемы. Дети пяти-шести лет очень любознательны, но у них наблюдается недостаточная сформированность географического и исторического кругозора, а чувство патриотизма и любви к малой Родине находятся в зачаточном состоянии. Наша задача, как педагогов, создать благоприятные условия для решения данной проблемы. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Задачи:

-определить актуальные знания детей о родном городе, достопримечательностях;

-вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Второй этап. Подготовительный.

1. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор методической и художественной литературы;

3. Подборматериала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

4. Подборка фотографий, литературы.

5. Разучивание песен, стихов о любимом городе.

2 этап – Основной (Реализация проекта).

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Задачи:

-создание проблемной ситуации;

-развивать выразительность речи, моторику рук;

-развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследова

тельской деятельности;

-пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;

-воспитывать аккуратность при выполнении работ по теме проекта.

Формы организации работы 2 этапа:

В сентябре месяце мы с детьми провели познавательну беседу на тему: «Мой любимый город». Целью которой было расширить представления детей о городе в котором они живут, познакомить их с особенностями климата.

Провели экскурсию в тундру, обратили внимание на красоту природы, рассматривали растения, насекомых, птиц. (Слайд). На прогулке предложили детям изобразить увиденное мелками на асфальте. Рисунки получились красочные. (слайд)

В октябре месяце мы провели беседу: «Улицы нашего города»,«Что было бы, если бы у улиц не было названий» Целью которых было: Закрепить знания детей о улицах и их названиях.

Так же было проведено комплексное занятие по теме: «Дом в котором я живу» на котором мы с ребятами рассматривали иллюстрации и фотографии зданий различного назначения и сравнивали их с домами в которым они живут. Итогом этой работы были рисунки и поделки из пластилина. (Слайд).

В ноябре месяце была организована фото выставка «Путешествие в прошлое» целью которой было показать детям, как менялся город в течении своего существования. Вместе с детьми мы посетили библиотеку им. Пушкина, где нам рассказали о коренных жителях, о их быте и культуре. (Слайд). Среди родителей мы организовали конкурс на лучшую поделку о родном городе. При подведении итогов первое место заняла работа : «Оленья упряжка» (Слайд). В честь празднования Дня города совместно с детьми мы изготовили макет : «67 Параллель» и представили его на конкурс: «Республика Коми глазами детей» ,где наша работа заняла третье место. А так же наша воспитанница Герман Анна приняла участие и заняла первое место в муниципальном фестивале моя дорогая Коми земля с авторским стихотворением воспитателя Старокожко К. В. «Любимый город».

В декабре мы познакомили детей с основной профессией города Воркуты-Шахтёр. Провели беседы, рассмотрели иллюстрации и показали познавательный фильм: «Шахтёры». Совместно с родителями Создали мини- музей «Мой космос Воркута», где на полках были расположены доступные для детей экспонаты : символика города-Флаг, герб, литература о городе, альбом с достопримечательностями города, куклы в национальных костюмах.

В январе мы с детьми обобщили знания о жизни коренного народа, в разные времена года, предложили детям на прогулке создать макет жилья Ненцев из снега (слайд). Рассказали о том, что не только олени являются средством передвижения в суровых условиях крайнего севера, а так же помощники у людей-Собаки. Итогом этой работы стало изготовление совместной работы: «Собачья упряжка» (слайд).

В феврале, мы приступили к работе над лепбуком, который помог организовать информацию по теме Мой город, систематизировать материал, сделать его понятным и доступным. Было тщательно продумано, что должен включать в себя лепбук. Совместно с детьми подбирались картинки и фото. В итоге, в нё м расположился материал: символика города, природа родного края, шахты города, достопримечательности, коренные жители, Коми орнамент, основные праздники города и игра собери пазл. В результате наш лепбук занял второе место во всероссийском конкурсе: «Лепбук- современное дидактическое пособие». (Слайд)

В марте, мы с детьми приступили к работе над Коми сказкой «Храбрый ЯГ-Морт». К этапу сочинения сказок мы подошли не сразу. Вначале дети прослушали, посмотрели большое количество самых разнообразных сказок небольших по объёму. Компактный сюжет сказок давал детям возможность легче разобраться в повествовании, уложить в голове и пересказать содержимое сказки, позже преобразовать её, наполнив новыми событиями и персонажами.

Это был самый интересный и сложный этап нашей работы. Детям было сложно воспринимать на слух и проговаривать Коми слова. Но несмотря на это дети пополнили свой словарный запас Коми словами. Когда сказка была придумана, началась работа над её оформлением. Дети с большим энтузиазмом и удовольствием рисовали иллюстрации к будущей книге. (слайд).

Третий этап – Обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Задачи:

-развивать творческие способности;

-развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;

-развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности

-воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

На заключительном этапе мы представили результат нашего проекта : Коми сказку «Храбрый Яг-Морт» (видео).

В ходе реализации проекта все цели и задачи были достигнуты, были использованы разнообразные методы и приёмы для ознакомления детей с родным городом, проведены интересные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину и Россию в целом.

Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов; собрали богатый материал по теме проекта; пополнили словарный запас детей; на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию.

В конкурсах совместных рисунков и поделок в течении всего проектного периода приняли участие все семьи. Победителям и всем участникам были вручены дипломы и грамоты.

Старинная мудрость напоминает нам о том, что: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Перспективы проекта : В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с городом и его окрестностями.

Публикации по теме:

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возрастаПодвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» Воспитание толерантности как одной.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц»Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц» Любая жизнь – есть тайна, и мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь.

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.

Реализация нормативного проекта для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения в детском саду» Авторы и участники проекта: воспитатели: Игнатьева Ольга Николаевна, Тёлина Ирина Владимировна, дети и родители подготовительной к школе.

Реализация проекта «Первые шаги в ГТО» как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРеализация проекта «Первые шаги в ГТО» как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В нашем детском саду был разработан проект «Первые шаги в ГТО». Целью которого является создание условий для обеспечения повышения двигательной.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация образовательного проекта «Моя Воркута» как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 августа 2019 в 12:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД