Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством профориентационной работы «Ребенок в мире профессии!»

Масютина Татьяна
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством профориентационной работы «Ребенок в мире профессии!»

В процессе развития ребенок наполняет своё сознание разнообразными представлениями, в том числе и о мире профессий. Но вопросу профессионального самоопределения, как правило, уделяется внимание только в старших классах школьного обучения. А это чревато тем, что у ребенка остается очень мало времени до принятия решения в поиске ответа на вопрос «Кем быть?». Из-за скудности знаний о той или иной профессии это решение бывает не осознанным. Для того чтобы человек не ошибся с личным профопределением, необходимо как можно раньше начать профориентационную работу.

В решении профориентационных задач особая роль отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в социальном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств.

Дошкольник пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, впечатлений работника. На данном этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Как правило, процесс ознакомления дошкольников с многообразием мира профессий осуществляется для решения вопросов трудового воспитания в детском саду и для обеспечения познавательного развития детей.

Мы же решили процесс профориентации использовать как средство социализации дошкольников. То есть мы рассматриваем процесс профориентации как средство адаптации дошкольника к многообразию мира профессий и обособления его в нем. Это и было положено в основу проекта «Профориентация дошкольников как одно из средств их социального развития» педагогов нашего дошкольного учреждения.

Основные результаты реализации проекта связаны:

1. С позитивной динамикой в социальном развитии дошкольников;

2. С обогащением представлений детей о мире профессий;

3. С обогащением педпроцесса;

4. С положительным влиянием на родителей и педагогов.

Цель нашей работы: обогащение социального опыта дошкольников через расширение представлений у них о мире профессий.

Основными технологиями реализации содержания проекта стали современные активные формы работы с детьми: выставки, презентации, лэпбуки, события, разновозрастное общение.

Данные формы способствуют:

естественному включению детей в систему социальных связей и отношений;

развитию социально-значимых качеств: ответственности и самостоятельности, инициативности;

проявлению у детей интереса к многообразию мира профессий;

формированию активной родительской позиции к вопросам профориентации детей.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок- дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области,

.С какого возраста можно и нужно начинать работу по профориентации?

Десятилетиями специалисты по возрастной психологии и тщательно изучали характеристики и особенности детей разного возраста. В результате многолетних исследований было выявлено, что 90 % показателей, составляющих характер человека, закладываются в возрасте до 34 месяцев после рождения, что соответствует 2,5-3 годам жизни ребенка. К концу 3 года жизни ребенка психологические, антропометрические и другие врожденные признаки получают максимальное проявление. К этому возрасту происходит окончательное формирование врожденных данных, которые нуждаются в развитии и могут быть или развитыми или нет.

Из этих данных становится понятно, почему работу по ранней профориентации желательно начать с 3-х лет Это связано с тем, что профессиональное самоопределение тесно сплочено с развитием личности на всех возрастных этапах, и именно данные возрастные периоды можно рассматривать как подготовительные, закладывающие основы для профессионального самоопределения в будущем. И от того, насколько взвешенно и последовательно ведется работа по профориентации детей, зависит, будут ли они испытывать трудности при выборе профессии в более старшем возрасте. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение представлений дошкольников и младших школьников об окружающем мире, открытие своего «Я». Чем Раньше произойдет знакомство с различными видами человеческой деятельности, тем шире становиться общий кругозор ребенка, а также, что особенно важно, открывается возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей (А. И. Кочетов). Стремление к познанию окружающего мира и себя заложено в самой природе ребёнка, который в игровой деятельности моделирует реальную действительность. По образному сравнению А. Г. Асмолова, «детская игра – это первый профориентатор ребёнка. Психологической особенностью дошкольников является подражание взрослым. Дети стремятся подражать взрослым, играют в сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально-ориентированный характер (роль врачей, продавцов, воспитателей, водителей, поваров и др.). Результатом становится “самоопределение” дошкольников на основе различения видов деятельности и сравнения разных профессий. Разнообразие дел, увлечений, собственный опыт, позволяет ребенку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, а что не нравится, не интересно. Такое самопознание необходимо для того, чтобы ребенок мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста. А если то, что наиболее значимо для ребёнка ещё и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Создавая для ребенка условия, помогающие ему развить свои врожденные способности, можно избежать многих проблем в подростковом возрасте, когда «вдруг, откуда ни возьмись» проявляются негативные черты характера ребенка, а все это не вдруг, все это закономерности, незнание которых не освобождает от их проявления.

Исходя из психологических особенностей дошкольников, основной задачей профориентационной работы является расширение кругозора и осведомленности ребенка о мире профессий в процессе его участия в профориентационных играх, в общении со взрослыми.

Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, интересных историй, занимательных случаев и впечатлений взрослого. На этой стадии создается определенная эмоционально-наглядная основа, на которой осуществляется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на этой основе, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем большее число профессий будет знакомо ребенку и чем шире будет его представление о мире профессий, тем проще он в дальнейшем осуществит процесс формирования своего профессионального плана.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

6-7 годам начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Старший дошкольник при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает, его назначение (для чего он). Им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственной техники».

Ребенок часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Достаточно трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «Папа твой возможно тоже умеет ездить на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т. п., а не водителем».

Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Долгие рассуждения (более 5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т. е. то, что им действительно интересно):

• играть,

• слушать и обсуждать сказки,

• рисовать,

• фантазировать,

• разыгрывать сценки,

• разгадывать загадки, угадывать «секреты» (что - либо спрятанное).

При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов той или иной профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс настольных игр, называемых «профлото»: «Угадай профессию», «Собери профессию», «Пятый лишний».

При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий природный мир, астрономия, чтение, спорт, математика и т. д. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным задачам. Коллективные (групповые) игры по профориентации для школьников важны еще и потому, что в процессе игры дети общаются друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре. Они получают коммуникативные навыки: учатся взаимодействовать друг с другом, высказывать свое мнение и слушать других участников игры.

Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы освоить интересующую профессию. Профориентация дошкольников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором впоследствии не будут жалеть. А игры для дошкольников по профориентации – это первые шажочки к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья».«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья». Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. В ФГОС предусматривается.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.

«Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр» Голикова А. В., воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка» г. Абакан Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных.

Педсовет «Система работы ДОУ по освоению детьми ОО «Социально-коммуникативное развитие» в рамках ФГОС ДО» Структурное подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка» детский сад №4 «Радуга».

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством профориентационной работы «Ребенок в мире профессии!»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 06:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет праздника «День рождение Деда Мороза»
В нашей дошкольной организации прошел праздник для детей «День рождение Деда Мороза». В лесу, в густой чаще стоит избушка где живет Дед Мороз и Снегурочка....
Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольников
Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них скрываются...
Конспект НОД по рисованию «Птица на ветке рябины» (старшая группа)
НОД. Художественно — эстетическое развитие. Рисование «Птица на ветке рябины» ( старшая группа) Рисование в старшей группе по теме "Перелетные и зимующие...
Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в...
1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье, сгущенку, джем....
Советы для родителей «Зарядка для пальчиков»
Многие психологи говорят, что развитие мышления и речи происходит, если заниматься развитием руки. Если пальчики ребенка будут подвижны, то и уровень речи...