Получи документы

Речевой материал по лексической теме «Мой город Братск» в подготовительной группе

сухарникова елена
Речевой материал по лексической теме «Мой город Братск» в подготовительной группе

Лексическая тема «Мой любимый город Братск»

(подготовительная группа)

Утренний сбор детей Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

Улыбка

(Играть можно парами или стоя в круге)

Ты – мой друг, и я – твой друг, (Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Как прекрасен мир вокруг! (Развели руки в стороны)

Мы друг другу улыбнёмся, (Улыбаемся друг другу)

Дружно за руки возьмёмся! (Берёмся за руки) Поздороваемся! Давайте, друзья, поздороваемся! (Идём по кругу, держась за руки)

И скажем друг другу «Привет!» (Здороваемся за руки)

Публикация «Речевой материал по лексической теме „Мой город Братск“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Пусть яркое светит нам солнышко, (Идём по кругу, держась за руки)

А мы ему: «Хей! Хей!» в ответ! (Машем солнышку)

Дом

Я хочу построить дом, (Руки над головой «домиком»)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопырены, руки тянем вверх)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены)

Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)

[b]Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики) Дыхательная гимнастика[/b]

Город

Люблю по городу гулять,

(дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Люблю считать

(на каждое название достопримечательности)

Космонавтов - раз, Ленина - два,

(загибают по одному пальчики)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на море схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Чарли.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

Постучи кулачками

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

Насос

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс.», выпрямляясь – вдох.

Повторять 4-6 раз:

Это очень просто –

Покачай насос ты.

Направо, налёг.

Руками скользя,

Назад и вперёд

Наклоняться нельзя.

Это очень просто –

Покачай насос ты

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики) Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Путешествие по городу

«Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Горка» («мостик»)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Строители.

Выразить мимикой эмоции строителей: какой высокий подъемный кран, тяжелые кирпичи, строители смотрят вниз с многоэтажного дома, ударил палец молотком.

Речевая зарядка Скороговорки

Мы строители, мы строим,

Много мы домов построим,

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье -

В новом доме новоселье!

Трясся по трассе

Тарас в тарантасе.

Так старался Тарас,

Что сломался тарантас.

К подъезду нет подъезда.

Тридцать три трамвая в ряд

Тараторят, тарахтят.

Трамвай по рельсам дребезжит,

Земля под рельсами дрожит,

Дрожат дома, в домах – хрусталь,

Грохочет громко рельсов сталь!

Саша – в шалаше, машина Саши – в гараже.

Шли три Назара, встали у базара.

Да говорят: про Прокопа, про Прокопиху

И про маленьких Прокопьиных Прокопят.

Чистоговорки

ДА – ДА – ДА - большие города

ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ – мы в городе живем

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – мы идем в больницу

ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ - улицы большие

ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге

ОВКА – ОВКА – ОВКА - у дороги остановка

БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы

ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода

ОД – ОД – ОД – есть подземный переход

В сентябре пришли дожди:

Больше солнышка не жди.

Город обижается-

Мерзнет, простужается!

Стихотворения

Гуляем мы по Крупской, берёзки встали в ряд,

А рядом наш любимый, весёлый детский сад.

На Мира Драмтеатр, красивейший фонтан,

И солнце освещает искринок караван.

Люблю я милый Братск свой и летом, и зимой,

Ведь это наша Родина – он твой и мой!

Мы в этом городе живем,

Любимым мы его зовем…

И хоть не мал и невелик,

Он всей России знаменит,

И нас повсюду узнают -

Братчанами нас все зовут!

У города Братска сибирский задор,

Душевный характер и вольный простор.

Он строит заводы и плавит металл

В любом его деле горячий накал.

Возводит плотины и полнит моря, над ним полыхает

Свершений заря.

Мы с Братском одною мечтою живем:

И дружим и любим и песни поем!

Мой любимый город -

Лучший на земле,

Молодой, красивый,

Вырос он в тайге!

Деда его строил, папа - расширял,

Чтобы жил наш город,

Рос и расцветал!

Я же буду дело предков продолжать,

И делами славными город прославлять!

Считалка

Высоко – привысоко

Бросил меч я свой легко,

Выше дома, выше крыши,

Облаков высоких выше.

Но упал мой меч с небес,

Закатился в тёмный лес…

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду его искать!

Раз – два – три – четыре - пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

Загадки

В этом доме – только книги.

Здесь их можно брать домой.

А в читальном зале тихом –

Почитать журнал любой (Библиотека)

В этом доме нет дошкольников,

Но зато в нём много школьников.

Учатся читать, писать,

Задачи сложные решать. (Школа)

В этот дом идут с утра

Дети нашего двора

Он уютный и большой,

Он всем детям как родной.

Там они гуляют, спят.

На занятиях сидят,

Сказки слушают, танцуют.

Учатся считать, рисуют. (Детский сад)

В два ряда дома стоят:

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят (улица)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет (дорога)

Здесь покупают, продают,

Здесь на прилавках всё люди найдут.

Могут продукты любые купить

И для детишек конфет не забыть.

Могут одежду и обувь купить (Магазин)

Электрички, поезда

Прибывают все сюда.

Здесь билеты продают,

Провожают здесь и ждут. (Вокзал)

Зрительная гимнастика

Соревнования здесь проходят,

В футбол играют и в хоккей,

Здесь занимаются спортсмены.

И ты спеши сюда скорей! (Стадион На горе мы видим дом

На горе мы видим дом, (Поднять глаза вверх)

Много зелени кругом, (Круговые движения глазами)

Вот деревья, вот кусты, (Посмотреть влево – вправо)

Вот - душистые цветы. (Посмотреть вперед)

Мы по улице идём, (моргают глазам)

Слева дом и справа дом. (глазами влево-вправо)

Слева дом стоит высокий, (глаза влево и вверх, голова прямо)

У него так много окон. (моргают глазами)

Справа домик низкий, (глаза вправо и вниз)

Он к дороге близко. (моргают глазами)

Речедвигательные упражнения

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось,

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот!

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Верх и вниз, верх и вниз,

Приседать не торопись,

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

(Выполнять движения по тексту стихотворения)

Массаж (лица, ушей и т. д.)

Весёлые ушки

1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)

3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

5. Растирание ушей ладонями.

Игры

(на развитие фонетико-фонематического восприятия) Игры

(на развитие лексико-грамматического строя речи)

Похоже - не похоже

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

Разгадай ребус

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Карточки с предметными картинками для игры:

Голуби, раки - гора

Бутылка, рябина - бура

Мячи, тазы - мята

Кораблик, жаворонок - кожа

Сухари, шары - суша

Ромашка, тазы - рота

Телефон, малина - тема

Чулок, дома - чудо

Вагон, рябина - Варя

Карандаш, банка - кабан

Банан, бабочка - баба

Колобок, марка - комар

Девочка, лопата - дело

Лисички, самолет - лиса

Шуба, ракета - Шура

В нашем городе

Составление простых предложений. род. п. существ-х. В нашем городе много (улиц, людей, домов, деревьев и т. д.)

Подбери нужное слово

Городской – сквер…

Городская – улица…

Городское - шоссе…

Городские - …

Продолжи предложение

В нашем городе много улиц (домов, площадей, людей)

Дома бывают одноэтажные, (многоэтажные, кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые)

Улицы бывают ровные, (большие, новые, старинные, узкие, прямые, широкие)

В нашем городе много деревьев. (Каких)

В нашем городе много зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе много людей. (Каких)

В нашем городе много хороших, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей

Сосчитай до десяти

Один большой город…

Одна старая деревня…

Одна мраморная статуя…

Как назвать?

фонарь, который стоит:

На улице – уличный фонарь;

В театре – (театральный)

На бульваре – (бульварный)

На вокзале – (вокзальный)

В парке – (парковый)

Распутай предложение (работа с деформированным предложением)

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, около, кинотеатр, есть.

Детский сад, угол, стоит, за.

Возле, парикмахерская, дом, построили.

Рядом, рынок, с, дом.

Улица, на, дома, стоят.

[b]Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения[/i] [/b]

Образные перевоплощения и оживление предметов

Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.

Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.

Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

С. Михалков «Моя улица»

Пословицы и поговорки о родном доме

«Где родился - там и сгодился»,

«В родном краю и кустик- дом», и др

Предложить детям объяснить значение поговорок.

Стихи братских поэтов Ю. Черных, А. Лисица.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «С днем рождения город Братск» с использованием пособия «Дары Фрёбеля»Дидактическая игра «С днем рождения город Братск» с использованием пособия «Дары Фрёбеля» Дидактическая игра «Достопримечательности города Братска» Возраст: 5-7 лет Цель: знакомство с объемными формами, развитие пространственного.

Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе.Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.

Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город»Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звуки [ш], [ж]» по лексической теме «Наш город» Конспект занятия №1 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные задачи.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город. Звуки [ш], [ж]» Конспект занятия №2 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные цели. Активизация.

Открытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группеОткрытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группе Лексическая тема: "Огород. Овощи. "Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических.

Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группыРебусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.

Автор публикации:
Речевой материал по лексической теме «Мой город Братск» в подготовительной группе
Опубликовано: 13 сентября 2023 в 14:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД