МААМ-картинки

Региональная программа «Я живу в Прибайкалье»

Ирина Михнёва
Региональная программа «Я живу в Прибайкалье»

Программа предназначена для дошкольных учреждений общеразвивающей направленности, для детей 3-7 лет, исключительно важна для воспитания маленьких братчан, для которых их родной город Братск, край Прибайкалье - малая Родина.

Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных и морально - психологических качеств, среди которых, важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм сложное и многогранное. Это любовь к Родине, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства своей страны. На нас педагогах лежит большая ответственность – воспитать подрастающее поколение достойными членами общества, научить любить свою страну и гордиться ею. Если ребенок знаком с историей и традициями своего народа, не равнодушен к событиям, которые происходят вокруг него, значит, из него вырастет настоящий патриот своей Родины.

Публикация «Региональная программа „Я живу в Прибайкалье“» размещена в разделах

Детские годы характеризуются яркими незабываемыми впечатлениями, которые на всю жизнь оставляют отпечаток на духовном развитии человека. Поэтому знакомя с окружающим миром, необходимо формировать духовные ценности, через приобщение к культурным ценностям своего народа, традициям, историческому наследию и это актуально, так как именно в дошкольном возрасте дети осознают свою принадлежность к малой Родине.

Являясь полноправным членом социума, ребёнку предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность. В связи с этим, возникла необходимость создания программы «Я живу в Прибайкалье», благодаря которой дети смогут максимально приблизиться к особенностям культуры и быта, осознать свою принадлежность к малой Родине, научатся видеть и понимать красоту окружающей природы, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение, захотят больше узнать об истории родного города, края.

Данная программа разработана на основе Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям, идей выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно- нравственного и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачёв, анализа отечественного опыта формирования экологической культуры дошкольников, а также региональных методических рекомендаций.

Концептуальными основами программы являются :

деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) к развитию ребёнка через организацию разных видов деятельности, в процессе взаимодействия с окружающим миром (охрана окружающей среды, использование природных богатств, основанной на сотрудничестве взрослого и детей, мотивации и предполагающую использование интерактивных форм работы и видов деятельности адекватных возрасту (экологическая тропа, акции, выпуск плакатов, экскурсии, встречи с замечательными людьми);

культурологический подход (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев) проявляющийся в формировании основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру: природе, любви к малой Родине, в воспитании на народных традициях и обычаях, формировании интереса к народной культуре (это устное, народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, художественные промыслы, ремёсла) и осознание себя как носителя этой культуры;

аксиологический подход (Т. И. Бакланов, Б. С. Безруков) акцентирующий на формирование ценностного отношения к окружающему миру, окружающим людям, себе, произведениям искусства, труду взрослых и т. д., ценностей - качеств (доброжелательность, сочувствие, эмпатия и т. д.);

личностный подход, учитывающий индивидуальные и возрастные возможности, потребности и интересы ребенка (доступность содержания, выбор форм и приёмов, организация индивидуальных образовательных маршрутов через работу кружков, направленный на формирование развития личности, предполагающий признание ребёнка главной действующей фигурой, признание его субъективного опыта, отношение как к равноправному участнику интересной для него деятельности;

комплексный подход, основывающийся на комплексно - тематическом принципе планирования, обеспечивающий социально - личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки праздников и событий.

Освоение исторических и культурных ценностей в работе с детьми дошкольного возраста определили задачи и содержание работы регионального компонента, через введение в образовательный процесс краеведческого материала, обеспечивающего реализацию образовательной программы ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Принципы реализации программы :

1. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

2. Принцип постепенности «по спирали», от простого к сложному;

3. Принцип деятельностного подхода - организация образовательного процесса в

типично детских видах деятельности, прежде всего, игре, в процессе освоения которых

развиваются психические функции, возникают психические новообразования и свойства личности;

4. Комплексно- тематический принцип планирования на основе событийных дат и праздников;

5. Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Цель программы : воспитание личности через формирование целостной картины мира через ознакомление с родным краем.

Задачи по реализации содержания:

1. Формировать у детей элементарные представления о родном городе, крае; его характерных особенностях, достопримечательностях, о роли Прибайкалья в жизни нашей страны.

2. Формировать у детей знания о том, что на территории края проживает много национальностей, что коренными жителями являются буряты, эвенки, якуты, тунгусы.

3. Познакомить с традициями и культурой жителей Прибайкалья.

4. Познакомить с реками: Ангара, Лена; озером Байкал, Братским водохранилищем.

5. Формировать представления о том, что наш край богат полезными ископаемыми: золото, слюда, гранит, уголь, руда, нефть, газ др. ; о промышленности края (лесная, рыбная, пищевая, целлюлозно-бумажная, металлургическая, деревообрабатывающая, угольная и др.)

6. Познакомить детей с климатом Прибайкалья : резко – континентальный, зависящий от рельефа местности; на территории области выращивают злаковые культуры: рожь, пшеницу, гречиху, кукурузу, просо, овощные культуры.

7. Расширять представления о городах и селах, их значении в жизни людей края, их красоте и уникальности; достопримечательностях края: Братская ГЭС, Прибайкальский заповедник, озеро Байкал.

8. Познакомить детей с разнообразным растительным и животным миром Прибайкалья. Многие растения и животные занесены в красную книгу, как уникальные.

9. Познакомить с природоохранными мероприятиями, экологическими проблемами.

10. Познакомить с творчеством поэтов, писателей и художников края.

11. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и гордость за родной край.

12. Воспитывать любовь к родному краю.

Реализация задач осуществляется через освоение краеведческого содержания отражающего исторические, социальные и природные особенности региона :

«Мир природы»

«Деятельность людей»

«Культурный облик родного края»

«Историческое прошлое родного края»

«Традиции»

во всех компонентах образовательной деятельности: совместной работе педагога с детьми, самостоятельной деятельности дошкольников в условиях предметно - пространственной среды, созданной педагогами с учетом регионального содержания, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательных отношений.

Организационной основой программы «Я живу в Прибайкалье» является комплексно - тематический план, разработанный на основе сезонности, юбилейных дат и народного календаря. Модель комплексно - тематического плана включает тематические недели, посвящённые определённым событиям, особенностям сезонных явлений в природе, традициям. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традициях, посредством вхождения в годичный праздничный круг. К проживанию календарного праздника дети и взрослые готовятся в течение определенного времени: разучивают песни, заклички, играют хороводы; знакомятся с историей, традициями, обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т. д. Но календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.

Оригинальность программы заключается в том, что приобщение дошкольников к культурным ценностям народов, проживающих в Прибайкалье, осуществляется в процессе:

— информационного насыщения (сообщение знаний о событиях, произошедших в крае; специфике их культуры и т. д.);

— эмоционального воздействия (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

— поведенческих норм (знания, полученные ребенком о нормах поведения, правилах этикета разных культур, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Программа обеспечивает освоение краеведческого содержания через все направления развития и предусматривает использование разных форм и методов работы:

«Познавательное развитие» : занятия, интегративная и познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание объектов, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры, коллекционирование, проекты, исследовательская деятельность.

«Социально – коммуникативное развитие» : дидактические, сюжетно-ролевые игры; экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, наблюдения, поручения, совместная трудовая деятельность, ручной труд, обучающие, проблемные ситуации, беседы, игры, творческие задания, чтение.

«Художественно – эстетическое развитие» : рассматривание произведений живописи о природе по сезонам, предметов народно - прикладного искусства; продуктивная деятельность; выставки детского творчества; прослушивание произведений, заучивание, праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры.

«Чтение художественной литературы» : знакомство с творчеством братских и бурятских писателей и поэтов; чтение (сказки, стихи, сказания, легенды о народах Прибайкалья); рассматривание иллюстраций, картин.

«Физическое развитие» : подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

Одним из главных критериев выбора форм образовательной работы является адекватность возрасту. Ведущим видом деятельности является игра. Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают. В игре реализуется большая часть содержания программы, во всех направлениях развития: «Физическое развитие» (подвижные игры, имитационные упражнения, «Познавательное развитие» (дидактические игры, «Социально – коммуникативное развитие» (игры - путешествия, «Речевое развитие» (театрализованные игры, словесные игры).

Адекватные возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, коллекционирование, проекты, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций. В своей программе мы предлагаем разнообразное количество познавательных бесед, с помощью которых происходит систематизация знания детей, путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Максимально активизируя мышление, познавательная беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных способностей детей, создает условия для оперативного управления процессом познания. В ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, мы предлагаем использовать художественную литературу (поэты и писатели - земляки, иллюстрации, «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства.

Чрезвычайно эффективны для ознакомления детей с историей, народными промыслами, бытовыми предметами старины посещение музеев, создание своих мини - музеев, «полочка красоты».

В младшем возрасте основными формами образовательной деятельности являются те, которые побуждают к различной степени активности: наблюдения, практическая деятельность, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, загадки - движения, разбор и комментирование путаниц, создание сокровищниц.

В среднем возрасте для расширения кругозора рекомендуем: наблюдения, экспериментирование, познавательные беседы, рассказы воспитателя из личного опыта, чтение познавательной литературы, встречи с замечательными людьми, проектирование.

В старшем возрасте с целью упорядочивания и систематизации полученной информации, самостоятельной познавательной активности, рекомендуем дополнительно использовать: коллекционирование, создание мини-музея, макетов, ведение календаря, экологическую тропу, познавательные сообщения.

Освоение каждой темы проходит: в НОД (образовательные ситуации); в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей. Итоги работы после каждой тематической недели представлены мероприятиями: праздниками, развлечениями, оформлением выставок, плакатов, альбомов и т. д.

В качестве основных средств нравственно - патриотического воспитания мы рекомендуем использовать все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Основные приоритеты в работе с детьми:

-Создание атмосферы национального быта;

-Широкое использование фольклора;

-Знакомство с праздниками и традициями народов Прибайкалья;

-Знакомство с достопримечательностями города и края;

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством;

-Знакомство с народными играми (русскими, бурятами, эвенками).

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря этим средствам, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых людей. Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.

Предполагаемые результаты реализации Программы

• Формирование системы краеведческих знаний у дошкольников, возрастание интереса к родному краю.

• Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков.

• Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.

• Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.

• Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Я живу в России» В январе 2016 года мы работали по кратковременным проектам: «Моя родина – Россия», «Москва- столица нашей Родины», «Московский Кремль»,.

Лэпбук «Дом, в котором я живу»Лэпбук «Дом, в котором я живу» Данный лэпбук является пособием для совместных игр и занятий воспитателя с детьми младшего возраста. В нём собраны игры для ознакомления.

Образовательная деятельность «Я живу в Самаре» Образовательная деятельность «Я живу в Самаре» Сибирякова Кристина Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 362» г. о. Самара Возраст.

Проект «Город, в котором я живу» Город, в котором я живу Вид проекта: практико-ориентированный. Срок реализации: 01.12.2015 - 28.02.2016 (долгосрочный). Участники проекта:.

Проект «Город, в котором я живу» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Город, в котором я живу». Тема проекта: «Город на Неве». Автор-разработчик проекта: воспитатель подготовительной.

Проект «Мир, в котором я живу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Малыш» комбинированного вида» Проект «Мир, в котором.

Проект тематического дня «Лес, которым я живу» Проект тематического дня «Лес, которым я живу» «У страны есть богатства немалые, Недр земных не учесть чудеса, Но важней очень многих,.

Семейная гостиная «Живу по расписанию» Семейная гостиная «Живу по расписанию» 1-я часть «Живу по расписанию» Участники: педагог, родители. Цель: формировать у родителей представление.

Стихотворение «Горда я, что в Мордовии живу!» Авторское стихотворение " Горда я,что в Мордовии живу!" посвящается дню города Саранск (город Саранск основан в 1641 году. Днём города.

Устный журнал «Край, где я живу» Цель: узнать об историческом и культурном наследии малой Родины. Задачи: выявить уровень понимания обучающимися понятия «малая Родина»;.

Автор публикации:
Региональная программа «Я живу в Прибайкалье»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 19:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД