Получи документы

Региональный компонент. Непосредственно образовательная деятельность «Строительство дома»

Людмила Руденко
Региональный компонент. Непосредственно образовательная деятельность «Строительство дома»

Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.

Программные задачи.

Воспитательные: создать условия для воспитания семьянина, продолжателя прогрессивных традиций своих предков, хранителя этнокультурных ценностей своего семейного рода, воспитания чувства солидарности и взаимопомощи друг другу.

Обучающие: продолжить знакомство с историей заселения Кубани, с характерными традициями и обрядами, связанными с жильем; дать знания об осмысленных укладах жизни кубанского казачества; закреплять умение отбирать нужные для постройки предметы, последовательно ее выполнять, анализировать готовую постройку, умение определять пространственное расположение частей и последовательный ход стройки.

Публикация «Региональный компонент, Непосредственно образовательная деятельность „Строительство дома“» размещена в разделах

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти и внимания детей.

Оборудование и материалы: авторская кубанская сказка-быль Ю. В. Симоновой, строительные детали для сооружения избы, крыша, рушники.

Ход деятельности

Воспитатель: (читает детям сказку) «Живут вместе Галя и Сашко, душа в душу. Родители Сашка не могут на невестку нарадоваться, их она почитает, уважает, а по дому какая хозяйка. И решили они что молодых пора отделять. Тем боле,что к сентябрю у Гали и Сашка должен появиться первенец. И дом нужно построить и заселить 14 сентября на праздник Семиона-летопроводца, ведь на Семиона новоселье-это праздник и веселье.

Вот призывает казак к себе Сашка и говорит ему: «Пора, сын, выбирать место под строительство жилья для твоей семьи. «А как это правильно сделать?» - спрашивает у отца Сашко. Отец ему и отвечает: «У казаков существуют свои традиции выбора места под строительство дома. На землю будущей усадьбы заведем коня. Посмотрим, где он будет щипать траву или будет отдыхать - это значит благоприятное место. Потом сделаем разметку камнями, будущего дома. Затем надо будет начать с восточного угла закладывать фундамент. Ты, как молодой хозяин жилья, заложишь первый камень, ладан для благословления, зерно для сытости жизни, шерсть для тепла, деньги или драгоценные камни для богатства.

Когда и кто будет заготавливать лес для строительства дома?

Мы с тобой в крещенские морозы поедем в лес. Я буду метить деревья, а ты рубить их, но так, чтобы кроны деревьев падали только на восток-это будет началом удачной жизни. Если дерево упадет на запад - мы возьмем его на дрова. Восток символизирует жизнь, запад ее конец.

Какие породы деревьев мы возьмем на строительство дома?

Лучше породы - это ель и сосна, лучше, конечно, сосна. Хороши лиственница и дуб, но они тяжелы в обработке.

Отец, а почему будем заготавливать лес в самые морозы?

Потому что в морозы дерево «звенит» значит, оно чистое и сухое. Да, сын, помни, дом - это маленькая семейная церковь, а, значит, делать его надо без гвоздей.

Строительство дома считалось большим праздником - «брагиной». На строительство, Сашко, пригласим всех селян, чтобы никто не обиделся.

Все пришли со своими инструментами. И весело, быстро закипела работа.

Бревна очистили от сучьев и коры, топором округлой формы сделали врубки, с помощью которых бревна соединили в четырехугольник. Сделали окна и парадную дверь на восточной стороне дома, а заднюю дверь - на западной. Двери сделали невысокими для того, чтобы гость, которой будет заходить в дом всегда наклонялся, тем самым кланялся с уважением хозяевам. Центральную балку - «матицу» Сашко, как молодой хозяин дома, вместе со своими друзьями поднял на ритуальных плечевых рушниках.

Сделали двухскатную крышу, прижали сверху бревном –«охлупнем».

Вот и готов новый дом. С гордостью обошел Сашко его несколько раз кругом и сказал: «Хороший дом получился, прочный, не страшен такому дому ни гром, ни дождь, ни ветер».

Воспитатель: В какой день традиционно праздновали новоселье?

Дети: На праздник Семиона-летопроводца.

Воспитатель: Как отец и Сашко выбирали место под строительство жилья?

Дети: На землю будущей усадьбы заводили коня. И смотрели, где он будет щипать траву или будет отдыхать - это значит благоприятное место.

Воспитатель: Что потом делали когда конь выбрал место?

Дети: Делали разметку камешками будущего дома.

Воспитатель: А с какого угла закладывали фундамент?

Дети: С восточного угла.

Воспитатель: Кто должен был заложить в дом первый камень? Почему?

Дети: Молодой хозяин должен заложить первый камень. В восточный угол он закладывал ладан для благословления, зерно для сытости жизни, шерсть для тепла, деньги или драгоценные камни для богатства.

Воспитатель: Кто и когда будет заготавливать лес для строительства дома?

Дети: Отец и Сашко в крещенские морозы поедут в лес.

Воспитатель: Какие породы деревьев они возьмут для строительства дома?

Дети: Ель и сосну.

Воспитатель: А почему заготавливать лес лучше в крещенские морозы?

Дети: Потому что в морозы дерево звенит, значит оно чистое и сухое.

Воспитатель: На какой праздник строили дома?

Дети: На праздник «брагину».

Воспитатель: А кто помогал в строительстве дома?

Дети: Приглашали всех селян, чтобы никто не обиделся.

Воспитатель: А как укладывали бревна?

Дети: Бревна соединяли в четырехугольник.

Воспитатель: А на какую сторону сделали двери?

Дети: Парадную дверь ставили на восточную сторону дома, а заднюю дверь на западную.

Воспитатель: А почему дверь делали невысокими?

Дети: Чтобы люди, заходившие в дом всегда наклонялись, тем самым кланялись хозяевам.

Воспитатель: На чем поднимали центральную балку «матицу»

Дети: На ритуальных рушниках.

Воспитатель: А какую делали крышу?

Дети: Двухскатную крышу, прижали сверху бревном – «охлупнем».

Физкультминутка

Мы – ребята мастера. Дети маршируют.

На работе мы с утра. Дети маршируют.

Взяли в руки топоры. Дети наклоняются вперёд.

Дом построить мы должны. Разводят руки в стороны и

складывают полочкой.

В лес зимой в мороз пойдём. Ходят по кругу.

И сосну и ель найдём. Показывают правой и левой рукой

С поворотом в сторону.

Свалим дружно их гуртом Имитация рубки дерева.

И отешем топором. Имитация рубки дерева.

На бревно бревно кладём. Руки согнуты в локтях,

движение «метёлочка».

Будет крепкий теплый дом. Поднимают руки верх.

Воспитатель: Давайте и мы построим прочные дома, которым не страшен ни ветер, ни дождь как это делали наши предки.

Кто начнет строить дом?

Воспитатель поощряет мужские поступки при строительстве дома, подчеркивает трудолюбие, продуманность, аккуратность, изобретательность.

Детям предлагаются строительные наборы для конструирования избы.

Воспитатель: Вот и готовые новые дома. Давайте посмотрим какие красивые получились у вас дома.

Проводиться анализ детских работ.

Воспитатель: Мы сегодня вспомнили русские народные традиции строительства жилья. А теперь давайте поиграем, обустроим наше подворье хозяйственными животными, обнесем плетнем.

Публикации по теме:

Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУРегиональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные.

Конспект по лепке «Кубанский орнамент» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности: Художественно-эстетическое развитие– Лепка (11.01.2017) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Кубанский орнамент».

Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома»Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома» НОД по теме «Строительство дома» из цикла «Знакомство с жилищем крестьянина» по музейно-образовательной программе «Дом» Цель: Знакомство.

Непосредственно-образовательная деятельность по аппликации «Дома на нашей улице»Непосредственно-образовательная деятельность по аппликации «Дома на нашей улице» Программное содержание: Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Задачи: уточнять представления о величине.

Региональный компонент. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Содержание.

Региональный компонент. Перспективное планирование (младшая группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (региональный компонент программы) МДОУ детский сад №10 города Алушты 2016г. МЛАДШАЯ ГРУППА Месяц года неделя.

Региональный компонент. Перспективное планирование (подготовительная группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (региональный компонент программы) МДОУ детски сад №10 города Алушты 2016г. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Месяц.

Региональный компонент. Перспективное планирование (средняя группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (региональный компонент программы) МДОУ детски сад №10 города Алушты 2016г. СРЕДНЯЯ ГРУППА Месяц года неделя.

Региональный компонент. Перспективное планирование (старшая группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (региональный компонент программы) МДОУ детски сад №10 города Алушты 2016г. СТАРШАЯ ГРУППА Месяц года неделя.

Региональный компонент в системе работы педагога по ФЭМП Математика как наука зародилась очень давно, и создавать ее заставила жизнь. Ведь в повседневной практике часто приходилось пользоваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент. Непосредственно образовательная деятельность «Строительство дома»
Опубликовано: 11 января 2017 в 18:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД