Любовь Булаева
Рекомендации для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста
Многие люди думают, что математика это всего лишь арифметика, то есть изучение чисел и действий с их помощью. На самом деле математика это намного больше - это один из способов познания и описания окружающего мира. Умение считать это еще не все, ребенку необходимо правильно и понятно выражать свои мысли.
Публикация «Рекомендации для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
К 3-4 годам ребенок обычно приобретает определенный математический опыт, ведь ему каждый день приходится сталкиваться с такими вопросами как "Что это за предмет?", «Какой он?», «Сколько их?", «Где они находятся?", "Какие они по размеру?" и т. д.
Поэтому, мы взрослые, должны помочь маленькому ребенку познавать и понимать окружающий мир, научить его логически мыслить и ясно выражать свои впечатления об окружающем.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь ребёнка не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. В программе по математике (формирование элементарных математических представлений) для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Внимание этим понятиям вы можете уделить и в повседневной жизни.
• Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, колесо у машины круглое, окно квадратное, часы круглые или квадратные.
• Попросите найти все зеленые или все красные предметы в комнате.
• Попросите найти все большие и маленькие мягкие игрушки.
• Принесли домой фрукты, яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Меньше? Поровну ли? Как сравнить? Что сделать, чтобы было поровну?
• Поставьте чашки, спросите, сколько нужно еще поставить тарелок, положить ложек, вилок для обеда. С какой стороны должна лежать ложка, вилка.
• Когда вы на кухне и варите суп, спросите, какое количество овощей было порезано, какой они формы, величины.
• Играет ребенок конструктором или кубиками, делая башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
• Когда вы одеваете ребёнка на прогулку, спросите, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги или другая одежда/обувь.
• Надеваете варежки, носки, сапоги, напомните, где у него правая - левая рука, нога.
• По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше).
• Наблюдаем за машинами сколько «много» или «одна».
• Ваш ребенок любит рисовать, спросите его о длине карандашей, сравните их; чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как: длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте для сравнения игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки и так далее.
• Во время чтения художественной литературы родителям следует обращать внимание детей на характерные особенности животных, связывая их с элементарными математическими представлениями детей. Например: у жирафа длинная шея, у зайца короткий хвост; у вороны две лапки; у козы рога меньше, чем у оленя.
• Использование художественной литературы с математическим содержанием, например сказка «Репка». На материале сказки формируется количественные представления один, много, два, три персонажа.
• Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Учите ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Также при формировании у детей математических представлений уместно использовать занимательные по форме и разнообразные по содержанию дидактические игровые упражнения. Не смотря на все многообразие игр, центральной задачей должно быть развитие логического мышления, умение устанавливать простейшие закономерности, например: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Предлагаем вам некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
«Математика и пластилин»
Для запоминания цифр и геометрических фигур вместе с ребенком слепите их из пластилина.
Еще вариант - взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчиком.
«Найди игрушку».
Спрячьте игрушку, «Один, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Как вариант игры, можно направлять ребенка на поиски: игрушка сзади шкафа, под стулом и т. д.
«Считаем в дороге»
Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать количество пассажиров, которые входят и выходят.
«Сложи квадрат»
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 на 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
«Пуговицы»
Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов.
Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы. У всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.
«Разложи по форме»
Игра научит детей классифицировать предметы по форме.
Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т. п., наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т. д. вырезаем из картона круги, квадраты, треугольники. На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т. д.
«Посылка»
Игра знакомит детей с цифрами.
Необходимый инвентарь: два кота, две рыбки, цифры 1 и 2.
Возьмите из коробки с игрушками двух котиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна рыбка, а в другой — две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой — цифра «2», поэтому в ней две рыбки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для котиков, чтобы не обидеть их.
Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.