Получи документы

Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине

Преснякова Екатерина
Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Чтобы этому научиться, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Это, так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Публикация «Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине» размещена в разделах

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию задачи и по развитию речи, и формирование элементарных математических представлений, и изобразительную деятельность. При таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но здесь идет выделение части занятия как решения одной речевой задачи., что на наш взгляд сужает возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи, и лишь незначительно повышает интерес детей к речевой работе.

Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети сначала должны выслушать рассказ-образец воспитателя по картине, а затем рассказы детей. Содержание рассказов почти одинаковое, варианты бывают в количестве предложений или их развернутости. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое, наличием повторов («ну, потом, вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с незначительной интерпретацией.

Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим детям типа: «Сидите прямо, глазки на Сашу, он рассказывает…» Этого требования хватает на 30-40 минут. На занятии воспитатель может спросить 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями.

По отзывам педагогов можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем рассказывание по картине нет. А такой вид работы должен давать положительные результаты. На этом основании позволим усомниться, что:

- надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;

- рассказы, составленные воспитателем и детьми, должны служить примером для подражания другим детям;

- именно занятия по составлению рассказов в том виде как они проводятся, могут эффективно решать задачи речевого развития, тем более формировать творческие способности.

Трудно поспорить с тем, что ребенок должен научиться рассказывать по картине к школе. Возникшее противоречие попытались решить с помощью методов обучения рассказыванию по картине И. Н. Мурашковской, Н. П. Валюмс и методов составления загадок А. А. Нестеренко.

Новизна работы заключается в том, что с использованием адаптивных методов развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач (автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер, 1946г., появляется достаточно гарантийный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности ребенка-дошкольника.

В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. Методика построена в рамках авторской программы и с учетом общих принципов, разработанных при обучении дошкольников умению решать творческие задачи.

Занятия по обучению творческому рассказыванию по картине вызывают устойчивый интерес как у детей 3-7 лет, так и у воспитателей, прошедших специальный курс подготовки.

Методика рассчитана на два типа рассказов по картине :

Первый тип рассказа : «Описательный рассказ».

Функция: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Цель: обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с обще дидактическими требованиями.

Виды получаемых рассказов (выделяем условно) :

- рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие темы;

- развернутое описание конкретно взятого объекта;

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д.

Второй тип. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Функция: речь как описание изменения действительности.

Цель: учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного.

Виды получаемых рассказов (выделено условно) :

- рассказ как фантастическое преобразование содержания;

- фантастический рассказ об отдельно взятом объекте;

- рассказ от имени изображенного (представляемого объекта) с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Пособие включает в себя игры как с конкретного изображенным объектом, так и в целом по содержанию всей картины. Такая форма позволяет ненавязчиво, на высоком мотивационном уровне, усвоить то или иное мыслительное действие по отношению к изображенному и выразить словесно полученное преобразование.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть – опосредованно касается содержания картины, но развивает воображение и диалектическое мышление. Сформированные детские умения системного, классификационного, прогнозируемого, преобразовательного плана в дальнейшем переносятся в процесс построения дошкольниками собственных рассказов. Именно их и можно назвать творческими.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста Нухова А. Р., воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад» №290 г. Казань, Республика Татарстан Направленность современного.

Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ. Часть 5: способы проверки результатов освоения программы Способы проверки результатов освоения программы. 1. Указывается график проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине
Опубликовано: 3 января 2014 в 20:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД