Получи документы

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми

Ольга Перелигина
Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми

Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

К основным критериям определения тревожности у ребенка можно отнести:

Постоянное беспокойство.

Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

Мышечное напряжение

Раздражительность.

Нарушения сна.

Публикация «Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми» размещена в разделах

Важно заметить, что работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями, занимает достаточно длительное время и ведется в трех направлениях:

Повышение самооценки.

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Снятие мышечного напряжения.

Работая с тревожными детьми, я уделяю большое внимание снятию у них мышечного напряжения. Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания. Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд.

Среди упражнений, помогающих сбрасывать мышечное напряжение, я использую несколько групп (в порядке усложнения) :

-динамические упражнения (построенные на определенных движениях, таких как потягивание; качания из стороны в сторону, вперед-назад, вниз-вверх; трясение; махи руками или ногами; хлопание в ладоши и др.);

-упражнения на непроизвольное расслабление (в них сначала максимально нагнетается возможное напряжение мышц, после чего тело просто “отпускается”, в итоге непроизвольно достигается максимальное расслабление);

-упражнения на произвольное расслабление (т. е. по сознательной установке на расслабление)

Первая группа - динамические упражнения

“Деревья качаются” (качание из стороны в сторону)

Предложите ребенку встать в полный рост, расставив ноги в стороны на ширину плеч. Руки поднимаются над головой и мягко раскачиваются из стороны в сторону под звукоподражание “шш-шшш-шшш” (на каждое качание).

“Петрушка пляшет” (качание вниз-вверх)

Предложите ребенку поплясать, как Петрушка (под музыку народной плясовой, прыгая на двух ногах и расслабленно качая руками, головой. Присоединитесь к этой “пляске”, собственным примером задавая принцип расслабленного движения.

“Щенок отряхивается” (трясение)

Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.

Вторая группа – упражнения на непроизвольное расслабление

Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но, что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

К таким играм относятся: “Драка”, “Подарок под елкой”, “Дудочка”, “ Любопытная Варвара”, “Лодка”, “Шарик” и др.

“Драка”

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

“Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

“Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”.

“Любопытная Варвара”

Цель: расслабление мышц шеи

Психолог показывает и объясняет: “Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслб-лен-на…

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслб-лен-на…

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслб-лен-на…

“Лодка”

Цель: расслабление всего тела

Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Психолог показывает и объясняет: “ Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!

Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Сели, руки - на колени, а теперь немного лени.

Напряженье улетело и расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.

Дышим легко…ровно…глубоко…”

“Шарик”

Цель: расслабление мышц живота.

Сесть на коврик, ноги скрестно. Психолог показывает и объясняет: “Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко”.

Публикации по теме:

Игры и упражнения с детьми раннего возраста в работе педагога-психолога в период адаптации .

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми» Подвижные игры с тревожными детьми. Упражнения на релаксацию и дыхание. «ДРАКА» Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Презентация «Релаксационные упражнения» Тренинг развития воображения, произвольности движения. Данные тренинговые упражнения способствуют релаксации, поэтому их целесообразно.

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать.

Релаксационные игры с тревожными детьми Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать.

Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям Релаксационные упражнения для дошкольников Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать.

Релаксационные упражнения для дошкольников, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения СНЯТИЕ ТЕЛЕСНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РАССЛАБЛЯЕМ ВСЕ ТЕЛО (оптимизация общего тонуса тела) 1. «Напряглись-расслабились». В положении стоя или сидя.

Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ В современной системе воспитательно-образовательной и коррекционной работе все больше распространение получают здоровье сберегательные технологии.

Релаксационные упражнения по контрасту с напряжением Релаксационные упражнения по контрасту с напряжением Для снятия напряжения с мышц лица. (выполняются упражнения (2—3 раза) «Качели» Инструкция:.

Релаксационные упражнения в период шепотной речи Релаксационные упражнения в период шепотной речи. Для релаксации используют 3 позы: 1. поза «трупа»; 2. поза «кучера»; 3. поза полулежа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 19:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД