Получи документы

Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение)

Елена Белослудцева
Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение)

3). Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

При уточнении правильной артикуляции звука например [С], обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения - символы;

- губы, растянутые в улыбку;

- язык с опущенным вниз кончиком.

Публикация «Родительское собрание „Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР“ (продолжение)» размещена в разделах

Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука [С] со звуком [Т]. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука сравнивается с неречевым звучанием (с вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука [С] подкрепляется определенным положением руки.

4). Выделение звука среди ряда других звуков, слогов, слов. Детям предлагается ряд звуков (слогов) из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если слышится звук [С]. После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

Так же дети определяют наличие или отсутствие данного звука в слове. Даются задания:

- поднять руку на заданный звук

- отобрать картинки (а позднее и назвать) в названии которых имеется соответствующий звук.

5). Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождения местоположения заданного звука.

В первую очередь необходимо научить детей выделять первый ударный гласный в словах. Используя схему слова (полоску, разделенную на три части: начало, середина и конец) и символ гласного звука, можно предложить детям следующие задания:

Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Осип, Ася,.

•Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, уши, астры, имя, ужин,

•Рассмотреть картинку и определить с какого звука начинается название (все звуки в названии картинки ребенок должен чётко произносить).

•Подобрать картинку, название которой начинается с заданного звука.

«Найди общий звук». Взрослый называет слова на какой-либо один гласный звук. Ребёнок определяет, какой звук встречается во всех словах и где он слышится. Аналогично следует детей научить выделять последний звук в словах, а затем научить определять местоположение заданного звука (в начале, в середине, в конце).

Только после отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками (изолированно, в слогах, словах, предложениях, что вы видели сегодня на занятии. Сравнивать можно только те звуки, которые достаточно упрочились в речи детей.

Литература. 1. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии) : Учебное пособие/Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб: Изд-во ГГПУ им. А. П. Герцена ; Изд-во «СОЮЗ», 2001

2. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками; Учебное пособие/ Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Земина. - М. : «Академия»,2003

Публикации по теме:

Артикуляционные модулиАртикуляционные модули Применение моделирования при постановке звуков помогают ребенку осмыслить этот процесс. Модель служит наглядной опорой,постоянно напоминая.

Звук «Э». Логопедическое занятие. Тема: Звук «Э». Цели: 1. Закрепление навыка чёткого произношения звука «Э» с разной интонацией и высотой голоса. 2. Выделение звука «Э».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение)
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 22:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД