Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение)

Елена Белослудцева
Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение)

3). Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

При уточнении правильной артикуляции звука например [С], обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения - символы;

- губы, растянутые в улыбку;

- язык с опущенным вниз кончиком.

Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука [С] со звуком [Т]. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука сравнивается с неречевым звучанием (с вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука [С] подкрепляется определенным положением руки.

4). Выделение звука среди ряда других звуков, слогов, слов. Детям предлагается ряд звуков (слогов) из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если слышится звук [С]. После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

Так же дети определяют наличие или отсутствие данного звука в слове. Даются задания:

- поднять руку на заданный звук

- отобрать картинки (а позднее и назвать) в названии которых имеется соответствующий звук.

5). Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождения местоположения заданного звука.

В первую очередь необходимо научить детей выделять первый ударный гласный в словах. Используя схему слова (полоску, разделенную на три части: начало, середина и конец) и символ гласного звука, можно предложить детям следующие задания:

•Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Осип, Ася,.

•Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, уши, астры, имя, ужин,

•Рассмотреть картинку и определить с какого звука начинается название (все звуки в названии картинки ребенок должен чётко произносить).

•Подобрать картинку, название которой начинается с заданного звука.

«Найди общий звук». Взрослый называет слова на какой-либо один гласный звук. Ребёнок определяет, какой звук встречается во всех словах и где он слышится. Аналогично следует детей научить выделять последний звук в словах, а затем научить определять местоположение заданного звука (в начале, в середине, в конце).

Только после отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками (изолированно, в слогах, словах, предложениях, что вы видели сегодня на занятии. Сравнивать можно только те звуки, которые достаточно упрочились в речи детей.

Литература. 1. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие/Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб: Изд-во ГГПУ им. А. П. Герцена ; Изд-во «СОЮЗ», 2001

2. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками; Учебное пособие/ Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Земина. - М.: «Академия»,2003

Публикации по теме:

Артикуляционные модулиАртикуляционные модули Применение моделирования при постановке звуков помогают ребенку осмыслить этот процесс. Модель служит наглядной опорой,постоянно напоминая.

Звук «Э». Логопедическое занятие. Тема: Звук «Э». Цели: 1. Закрепление навыка чёткого произношения звука «Э» с разной интонацией и высотой голоса. 2. Выделение звука «Э».

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение)
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 22:46
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Лепка «Угощение для дня рождения» «Торт» в средней группе
Цель: учить детей лепить торт по представлению; скатывать комок пластилина между ладонями в шар; совершенствовать умения сплющивать шарик; координировать и...
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Фотоотчёт: Птицы нам тоже друзья! Наблюдения за птицами на участке детского сада.
Фотоотчёт: «Птицы нам тоже друзья! Наблюдения за птицами на участке детского сада. Запысова М. И. Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, желание...