Папки-передвижки

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Вера Сигаева
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

Публикация «Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности» размещена в разделах

Педагогу дошкольного образования принадлежит приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке их к жизни и общественному труду. Воспитатель всегда является для воспитанника примером нравственности и преданного отношения к труду.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

В процессе воспитания постоянно происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу.

Экскурсии с воспитанниками проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Они проводятся с воспитанниками разных возрастных групп. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, воспитатель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между дошкольниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать у дошкольников чувство любви к Родине, бережного отношения к ее достоянию - природе.

Знания дошкольников о нравственных нормах, полученные во время основной образовательной деятельности, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные : в разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.

Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Самая важная функция рассказа – служить способом использования положительного примера в воспитании. Этические рассказы помогают дошкольникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у воспитанников твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного воздействие на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств. В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности дошкольника. Формирование убеждений у воспитанников идет на основе общего мировоззрения, носителем которого призван быть педагог.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для воспитанников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет». Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок нравственной направленности помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети слушают сказки, рассказы и стихотворения, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Подводя итог, можно сказать, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Список используемой литературы

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М: 1979, т. 11.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. - 1995

3. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт-М, 2001. — 607с.

4. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с. 24-29.

5. Водзинский Д. И. Научные основы нравственного воспитания школьников. – Мн. : Вышэйш. школа, 1984. 176 с.

6. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184 с.

7. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М. : Политиздат, 1984 335 с.

8. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. 143 с.

9. Болотина Л. Р. ,Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. - М., 1997.

10. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.

11. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. – М. - 1972. - 144 с.

12. Азаров Ю. П. Искусство воспитания – М. : «Просвещение», 1985г.

13. Подласный И. П. Педагогика – М. : Владос, 2005, -574 с.

Публикации по теме:

«Богословские традиции духовно-нравственного воспитания» — моя, уже вторая статья в международном сборнике!«Богословские традиции духовно-нравственного воспитания» — моя, уже вторая статья в международном сборнике! .

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» .

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства,.

Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.

Сотрудничество Бдоу с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 13:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД