Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка

Анна Савинова
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.

«Ум ребенка находится на кончике его пальцев…»

В. Сухомлинский.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др., открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т. д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

• выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

• игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

• если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

• у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

• в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы:

1 группа. Упражнения для кистей рук

развивают подражательную способность;

• учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

• учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические

• совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

развивают точную координацию движений;

• учат сгибать и разгибать пальцы рук;

• учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

• отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

• игровые задания должны постепенно усложняться.

• начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.

• никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

• недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными

Традиционные:

• самомассаж кистей и пальцев рук;

• игры с пальчиками с речевым сопровождением;

• пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

• графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

• предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

• игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.

• кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

• игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

• самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

• игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Публикации по теме:

Роль семьи в развитии речи ребенка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста Доклад на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста""Источники способностей и дарований детей – на кончиках.

Роль детского сада в развитии речи ребенка Роль детского сада в развитии речи ребенка Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а также способность владеть речью.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» В раннем детстве формируется физическое,психическое и интеллектуальное воспитание ребенка. Все навыки приобретаются в семье,в том числе.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка
Опубликовано: 22 марта 2018 в 22:26
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия на тему: «Рыбы»
1. Организационный момент Логопед: Ребята, я вчера смотрела познавательную передачу по телевизору и узнала, как здороваются рыбы друг с другом! Оказывается,...
Памятка для родителей «Жестокое обращение!»
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье. Жестокое обращение с детьми — действия ( или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц,...
Фото отчет «Участие в конкурсе»
Этот фотоотчет об участии моих воспитанников подготовительной группы "Родничок" в конкурсе вокалистов "Территория талантов". Конкурс организовал...
Фотоотчет весеннего развлечения для малышей «Солнечная карусель»
Весна-красна пришла- Тепло принесла! Цветы цветут , Соловьи поют ! Песня о весне "Мы по лугу пойдем". Весна идет , а солнышко еще не проснулось , не...
Мастер-класс «Рисуем космос».
Накануне праздника "День космонавтики", мы с детьми второй младшей группы, мастерили поделки на тему "Космос" в смешанной технике рисования:масляная пастель...