Роль музыкального руководителя по приобщению детей к русской культуре (из опыта работы)

Ольга Фризен
Роль музыкального руководителя по приобщению детей к русской культуре (из опыта работы)

В Российской системе дошкольного образования в последние годы произошли позитивные перемены; обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Детство", "Истоки", которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В результате очевидным стало отсутствие раздела "Нравственное воспитание" в типовой "Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста", которая достаточно широко используется в детских садах и в настоящее время. Однако и в новых программах нравственно-патриотическое воспитание детей с учетом кардинальных изменений в общественном сознании затрагивается недостаточно.

Поэтому мы считаем,необходимым приобщать детей к народной культуре, так как это является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Для достижения этой цели в нашем дошкольном учреждении мы по-новому начали относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. На протяжении нескольких последних лет мы ежегодно отмечаем обрядовые праздники ("Святки", "Масленица", "Троица", "Осенины"). Наши дети специально к этим праздникам заучивают колядки, заклички, частушки.

Для проведения Дня Матери исполняем стихи и песни о любви, нежности к самому родному человеку на земле, давшему жизнь, стремясь тем самым пробудить в ребенке искренние, ласковые, теплые чувства, найти отклик в душе каждого дошкольника.

8-ое Марта, День защитника отечества, день Победы, помогают развитию патриотических чувств. Патриотизм - это чувство любви к Родине. На своих занятиях я учу с детьми песни о любви к родной земле, о белой березке за окном, мы слушаем, как журчит ручеек, как звенит капель, как падает снег. Водим хороводы с платочками, играем на музыкальных инструментах. Для этой цели знакомимся с расписными ложками, с колокольчиками и бубенчиками. Учим распевки:"Барашеньки-крутоноженьки", "Чики-Чики". Это помогает знакомству со старославянскими словами, изречениями.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому человеку, патриотизм приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому педагог может и должен пробудить чувство любви к Родине. Часто мы устраиваем посиделки, где знакомим детей с предметами быта старины: прялка, рушник, лучина, расписная кухонная утварь, расписные сундуки, матрешки, русская печь.

А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? Это можно осуществить знакомством с пословицами, поговорками, опять-таки обрядами, а также использовать в хороводах инсценирование прядения (прялка, косьбы, вышивания и т. д.

В сценарии праздников мы включаем частушки, хороводы, игры на музыкальных инструментах, а сами сценарии строим на основе русских народных сказок или включаем персонажей детских сказок.

Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказывается предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в тоже время за весь свой народ. Знакомство детей с русскими композиторами, их творчеством занимает большое место в построении музыкальных занятий ("Детский альбом" Чайковского, "Картинки с выставки" Мусоргского, вальсы Глинки, пьесы Прокофьева)

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, природными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. При чем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека в всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она своей гармонией и ритмом способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что наша цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра. Именно таким должен быть путь развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Вот в этом и заключается роль педагога в целом и музыкального руководителя в частности для приобщения детей к русской культуре.

Публикации по теме:

Родительское собрание кружка духовно-нравственного воспитания «Истоки»Родительское собрание кружка духовно-нравственного воспитания «Истоки» Тема собрания: «Деятельность кружка духовно–нравственного воспитания «Истоки». Вопросы и ответы С приветственным словом к родителям выступила.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Роль музыкального руководителя по приобщению детей к русской культуре (из опыта работы)
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 11:01
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...