Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей

Светлана Кудрина
Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он.

Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности - единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Все это обусловило возникновение важной задачи - воспитание нравственно - эстетически развитой личности ребенка.

Все выше сказанное определяет актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и "предлагает" своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека.

В последние годы много внимания уделяется проблеме создания новых технологий, в которых предполагается приоритет личностного начала: воспитание учащегося с развитым мировоззрением, системой ценностей, нравственно-эстетической культурой, высоким уровнем интеллекта, личности, способной к творческому самосовершенствованию.

Вопросы изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка освещаются в работах М. А. Верба, К. В. Гавриловец, И. И. Казимирской, Б. Т. Лихачева, А. Ж. Овчинниковой, Л. И. Рувинского, И. Ф. Свадковского, Н. Е. Щурковой и других.

В современных исследованиях раскрывается влияние комплекса искусств на формирование духовной культуры личности (В. В. Ванслов, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, на формирование целостной картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л. В. Горюнова, Н. А. Терентьева, Н. П. Шишлянникова, на развитие творческих способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, на развитие эстетического сознания и формирования опыта чувств (Т. Н. Иванова, Е. П. Крупник, О. В. Непершина, В. Г. Ражников, Е. М. Торшилова., на формирование эстетического вкуса (О. И. Ворожейкина, Б. И. Ивасив).

Воздействие музыки на нравственно-эстетическое воспитание ребенка опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю. Б. Алиев, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, В. И. Лейбсон, Б. Т. Лихачев, основывается на глубоком переосмыслении идей Л. С. Выготского, Д. С. Лихачева, В. В. Соловьева, П. А. Флоренского (сохранение культурной среды, формирование широкого гуманитарного мышления, аксиологическая ценность искусства, его значимость для человечества и индивидуума).

Таким образом, в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки.

Мир музыки -- эмоциональная сфера психики человека. Сила ее в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и ее переживаний. Самые гуманные чувства -- сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости -- музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Музыка по своей природе социальна, коммуникативна. Она предназначена для общения, раскрывая мысли, чувства, переживания композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне, сила ее воздействия на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и горе, хорошее настроение и печаль, делятся сокровенными переживаниями со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают сопереживание.

Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Публикации по теме:

Дошкольное воспитание подрастающего поколения Дошкольное воспитание подрастающего поколения является самым важным периодом в жизни детей. В возрасте до семи лет ребенок проделывает фантастически.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей
Опубликовано: 28 марта 2013 в 19:28
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...