Роль разных видов театра в формировании гармонично развитой личности ребёнка (1 часть)

Татьяна Воробьева
Роль разных видов театра в формировании гармонично развитой личности ребёнка (1 часть)

2 часть

Театрализованная деятельность

является неисчерпаемым источником

источником развития чувств,

переживаний и эмоциональных

открытий ребёнка, приобщает его к

духовному богатству. Постановка

сказки заставляет волноваться,

сопереживать персонажу и событиям,

и в процессе этого переживания

создаются определённые отношения

и моральные оценки, просто

сообщаемые и усваиваимые».

В. А. Сухомлинский.

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Оно с детства является для каждого ребёнка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Ребенок ещё не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто». Играя, ребёнок стремится найти сюжет, т. е. выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы. Запас впечатлений, полученных на театрализованных занятиях, самостоятельно реализуется в игре. Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Театр—это синтез различных видов искусств: живописи, скульптуры, музыки, танца. Гармонический синтез искусств является основой театрализованной игры ребенка. И тем самым искусство театра незаменимо в воспитании духовно богатого человека.

УБЕРЕЧЬ ОТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГЛУХОТЫ—ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬ ШАГ К ГАРМОНИИ.

В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театральная игра, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Я убеждена, что в наше время - время стрессов, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщенa отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Решила средствами театрализованной деятельности привить детям любовь к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей, используя разные виды театра. Театр помогает ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающyю нас действительность развитой и полноценной личностью.

От меня, как педагога зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Углублённо работаю по теме: «Роль разных видов театра в гармонично развитой личности ребёнка». Определила основную цель: создание условий для развития гармонично развитой личности дошкольника.

Для реализации основной цели выделила задачи:

1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

2. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности.

3. Продолжать активизировать и корректировать речь детей:

а) расширять словарный запас, обозначающий названия предметов,

действий, признаков.

б) закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать

дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

в) совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Воспитывать культуру речевого общения.

г)совершенствовать умение использовать разные части речи

точно по смыслу.

4. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного

образа.

5. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение,

восприятие детей.

6. Воспитывать гуманные чувства. Формировать представление о честности и доброте, храбрости. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки и поступки сверстников.

7. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, развлечениях, используя театральные навыки.

В работе с детьми использую технологии: М. Д. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», Т. И. Петровой «Театрализованные игры в детском саду», А. Н. Брызгаловой «Театрально-игровая деятельность дошкольников».

Неоценимый вклад в развитие гармоничной личности оказывает театрально-игровая деятельность, для которой присуща эмоциональная приподнятость, творческий характер.

Театрально-игровая деятельность является для ребёнка игрой, общением, трудом, учёбой, отдыхом и имеет множество функций:

Эстетическая функция. Это специфическая особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире; пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.

Развлекательная функция. Как и эстетическая, сопровождает и окрашивает все функции театрально-игровой деятельности. Она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, позволяет стимулировать положительные эмоции, проводить приятно и весело время. В процессе театрально-игровой деятельности ребёнок испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие.

Коммуникативная функция. Театрально-игровая деятельность позволяет установить связь между педагогами и детьми, между самими детьми.

Социокультурная функция. Эта функция способствует усвоению ребенком богатства культуры, формированию его как личности. С помощью театрального искусства, художественной литературы, малых форм фольклора осуществляется приобщение ребёнка к национальной и мировой культуре.

Коррекционно-развивающая функция. Театрально-игровая деятельность посредством данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности и является значимым средством для развития задатков и способностей детей, развитию интеллектуальных, инструментальных, художественных и социальных задатков ребёнка.

Психотерапевтическая функция. В работе с детьми театр довольно широко используют врачи, психологи, педагоги, как наиболее адекватное средство коррекционного и развивающего воздействия. Психотерапевтическая функция заключаются в том, что театрализованная игра может изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Воспитательная функция. Театрально-игровая деятельность способствует формированию определённых качеств, свойств и отношений личности.

Обучающая функция. Театрализация способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе овладения театрально-игровой деятельностью ребёнок более полно и глубоко познаёт мир.

Рассмотрев функции театрально-игровой деятельности, пришла к выводу, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребёнка, средством удовлетворения его потребностей, получения знаний и умений, выражения и развития личности.

Для того, чтобы театрально-игровая деятельность являлась той деятельностью, в которой личность ребёнка развивалась гармонично, строю свою работу на следующих принципах:

Принцип эвристичности. Принципиальным условием для развития театрально-игровой деятельности детей является наличие развивающей среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. Эвристичная среда даёт возможность открытий, удовлетворяет потребность ребёнка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.

Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи, развитие игровой инициативы, самостоятельности детей.

Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею, исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приёмов.

Развивающая среда предусматривает гибкое зонирование, вариативность, появление неожиданности (б. Яга, Колобок, и др., строится на принципах:

--принцип развивающего обучения;

--принцип воспитывающего обучения;

--принцип доступности обучения;

--принцип систематичности и последовательности;

--принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и умений;

--принцип наглядности;

--принцип индивидуального подхода к детям.

В группе созданы условия для возникновения театрализованной игры в свободной деятельности, изготовлены разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, теневой, рукавичек, имеются необходимые элементы костюмов, шапочки зверей для драматизации, изготовлена многофункциональная ширма-сцена. Разные виды театра стали мне отличными помощниками в общении с детьми, а также во всестороннем развитии дошкольников.

Публикации по теме:

«Волшебный теремок»«Волшебный теремок» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя.

Разные виды театраРазные виды театра ребята нашей группы очень любят театр, поэтому я постаралась расширить их представления о разных видах театра. для малышей использую вот.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Роль разных видов театра в формировании гармонично развитой личности ребёнка (1 часть)
Опубликовано: 17 марта 2014 в 18:43
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....