Папки-передвижки

Роль родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ в успешной адаптации в группе сверстников.

Ирина Александровна Петрова
Роль родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ в успешной адаптации в группе сверстников.

Как это ни странно, детский сад начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ, зачисление в дошкольное учреждение носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. От успешности протекания адаптационного периода в дошкольном учреждении зачастую зависит успешность и даже дальнейшая возможность пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ.

Публикация «Роль родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ в успешной адаптации в группе сверстников,» размещена в разделах

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш в соответствии с "законом об образовании" имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. Но, в силу своих зачастую не очень больших потенциальных возможностей, незрелости ЭВС, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети.

СЛАЙД 2

Адаптация — это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.)

СЛАЙД 3

Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния. Стресс — это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стресс, по утверждению медицины, — главный фактор на пути атеросклероза. Уже в десятилетнем возрасте фиксируются значительные изменения сосудистой стенки — это все последствия стрессовых состояний.

1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип — система выработанных условных рефлексов). В период адаптации эта система меняется. А ведь на выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно вырабатывать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.

2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты — изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает. И по этому состоянию людей разделяют на «хищников» и «кроликов». Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в детском учреждении — облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно воздействовать на «хищников» и «кроликов», искать способы облегчения адаптации.

3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.

СЛАЙД 4

Что же может облегчить этот серьезный и сложный процесс?

Знание факторов, влияющих на адаптацию. В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.

2. Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском саду.

СЛАЙД 5

Одним из важнейших, на мой взгляд, факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив.

СЛАЙД 6

Необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, взаимодействия со специалистами ДОУ.

СЛАЙД 7

Работу по адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ начинаем с родителей. Проводим беседы с родителями, и убеждаем их в том, что беспокойство за ребенка создает ответную зависимость. Настраиваем родителей положительно, даже если их собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты. Объясняем им, что одно из главных преимуществ детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям.

СЛАЙД 8

Психологи полагают, что особенности привыкания ребё нка с ОВЗ к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду.

СЛАЙД 9

При общении с родителями детей с ОВЗ советуем родителям в период адаптации ребенка к детскому саду : придерживаться следующих правил.

1. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня дошкольного учреждения. Очень важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность.

2. Не оставлять ребенка в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на неё. Сократить просмотр телевизионных передач.

СЛАЙД 10

5. Как можно раньше сообщать воспитателям о личностных особенностях малыша.

6. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.

7. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.

8. Развивать подражательность в действиях ребенка : «Полетаем как воробушки», «Попрыгаем как зайчики».

9. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. д.

10. Не допускать высказываний сожалений о том, что пришлось отдать ребенка в детский сад.

11. Наглядным примером для ребенка, прежде всего, должны выступать сами родители. Все требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Очень важно так же постоянно упражнять ребенка с ОВЗ в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.

Мы говорим родителям : ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.

В адаптационный период мы, педагоги, должны снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Для более успешной адаптации детей с ОВЗ используем следующие методы

СЛАЙД 11

Сказкотерапия — уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.

СЛАЙД12

Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. фото с куклами.

СЛАЙД13

Игротерапия помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

Наряду с традиционными методами используем и нетрадиционные методы.

СЛАЙД 14,15

Игры с песком — метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

СЛАЙД 16

ТИКО-конструирование- метод способствующий развитию общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Таким образом, наша задача помочь семье с ребенком с ОВЗ успешно пройти адаптацию в детском саду. Повысить психологическую компетентность родителей,осознать родителями важность своей роли в вопросах воспитания и степени влияния на успешность адаптации.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль преемственных связей дошкольного отделения и основной школы в формировании успешной личности ребенка Успешность становится идеологией XXI века, где человек должен прогибаться и пресмыкаться перед более важным человеком, постепенно поднимаясь.

Интерактивная школа для родителей, как средство успешной адаптации и вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ. В рамках реформирования системы образования работа с родителями – одно из основных направлений работы современного педагога. Как показывает.

Использование техники нетрадиционного рисования для успешной адаптации малышей в группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Земляничка» ул. 40 лет Октября, д. 7а, г. Кстово Нижегородской.

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка» Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Детство – это не только.

Консультация для родителей «Роль папы в жизни ребенка» Роль ПАПЫ в жизни ребенка Роль отца в воспитании ребёнка не менее важна, чем роль любящей матери. Для девочки отец первый мужчина, с которым.

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ» Педагогика семейного воспитания – это одна из труднейших задач о воспитании. Семье принадлежит основная социальная функция - воспитание.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Роль родителей в формировании правильной речи ребенка. Речь-это умение, способность человека говорить. Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями.

Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка.Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка. Условия возникновения опыта. Сохранить человеческое в наших детях и заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к.

Условия успешной адаптации малышей к детскому саду. Условия успешной адаптации малышей к детскому саду. (из опыта работы) Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ в успешной адаптации в группе сверстников.
Опубликовано: 16 июля 2017 в 18:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД