Папки-передвижки

Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей

Татьяна Бронникова
Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей

Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Веками накапливался народный опыт. Он охватывал всю жизнь человека от рождения до смерти, с ее тяжелым трудом и веселыми празднествами. Из поколения в поколение отбиралось лучшее из народной культуры, закреплялось обычаем, передавалось от старших, опытных, к младшим-начинающим. Изучение наших предков не только знакомит с историей, но и помогает лучше осмыслить явления современности, дает уроки стойкости и трудолюбия, формирует уважение к своему народу.

Публикация «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей» размещена в разделах

Сегодня, особенно важно оздоровление духовной атмосферы общества. Воспитание «человеческого в человеке» не возможна, без обращения к нравственным основам и к культурным традициям предшествующих поколений. Данная тема на сегодняшний день актуальна, так как позволяет рассмотреть решение проблемы воспитания детей в современный период. Разрешить противоречия между современным духовно-нравственным состоянием общества и утратой ценностных оснований воспитания в семье, современным кризисным состоянием семьи и отсутствием системны воспитания. Исследование семейных традиций: системы воспитания детей, взаимоотношений членов семьи в историческом плане позволяет не только проследить связь времен и бытование тех или иных явлений, но и сделать выводы, необходимые для современной жизни.

«Передача трудовых традиций по иерархии родственных отношений, — отмечала М. М. Громыко, — осуществлялась: внутри семьи; через отпочковавшиеся от нее семьи — по фамильному (родственному) гнезду в пределах данной общины; через отселяющиеся семьи родственников — в другие общины. Распространение по этим каналам шло не только за счет непосредственной преемственности в семье между поколениями, естественно продолжавшейся и в отделившихся, и в отселившихся семьях, но и за счет общения родственников». Средства и методы передачи традиций зависели от возраста ребенка. Для старших обязательно было включенность в трудовую жизнь семьи и общины, для младших – участие в играх и праздничных забавах, особенно народного календаря. Семья являлась основной ячейкой, призванной физически охранять родившихся, давать детям необходимое в будущей жизни умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Старшее поколение родственников (бабушки и деды) иногда более, чем родители, передавали семейные традиции и опыт (особенно трудовые навыки) внукам. Опирались они в этом на закон, обычай, пример предков, тем самым прививали уважение к старшим, трудолюбие, приличное поведение в обществе, давали нравственное воспитание в религиозной форме. Более полноценным являлось воспитание, когда в семье присутствовало несколько поколений, и здесь важна была роль не только старших, но и детей всех возрастов, ибо происходило их самовоспитание. Семейное домохозяйство в деревне было не только экономическим организмом, оно имело и множество других функций. Среди них ведущей была социализирующая: крестьянский двор и особенно его ядро — семья – выступали как своеобразный «детский сад», «школа» и «университет» для подраставших детей, подростков и молодежи из числа как членов семейства домохозяина, так и приселившихся лиц — воспитанников, опекаемых и др. В рамках семьи происходила основная «работа» по физическому становлению будущего труженика; по формированию, развитию интеллектуальных качеств его личности, межпоколенной передаче знаний об окружающем мире (обучение); по развитию волевой и эмоциональной сфер, приобщению к нормам социального поведения (воспитание); по регулированию девиантного — отклоняющегося от общепринятой нормы поведения взрослых крестьян; по включению подрастающего человека в систему общественных и культурных ценностей своей среды, закреплению его в сложившейся к данному моменту системе общения и социальных отношений. В семьях русских крестьян Сибири приобщение ребенка к трудовой жизни начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся по дому в «ходунке», не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок, заведенный в семье, наблюдал за распределением обязанностей между ее членами, правилами поведения и многим другим. Детей постепенно включали в трудовую деятельность семьи, с учетом физических и психических особенностей возраста и возможностей каждого. Учитывая это, взрослые на первых порах старались придерживаться определенных педагогических правил:

Все в меру. Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.

Каждой трудности - по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности.

Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мотивацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы.

Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием.

Не наказывай работой. В традиционном крестьянском обществе строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой (например, за проступок сулить на завтрашний день прополку). Ребенок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

В семьях русских крестьян Сибири можно выделить ряд педагогических принципов, которыми руководствовались взрослые члены семьи, часто по традиции, неосознанно, приучая детей к труду, передавая им свой хозяйственный и иной жизненный опыт.

1. Прежде всего, это опосредованность педагогического влияния старших. Очень важно было создать атмосферу радости, успешности, нужности труда всех членов семьи и двора : эта атмосфера становилась мощным подспорьем в трудовом воспитании. Большую роль в создании настроя, благоприятного для совместного труда и приобщения к нему детей, играли семейные хозяйственные обряды.

2. Одним из важнейших требований в деле передачи хозяйственного опыта была поэтапность этого процесса при учете возрастных особенностей, умственных и физических возможностей детей. Приобщение младших членов семьи к тем или иным работам происходило по достижении «поры» — определенного возраста, когда можно было «рассчитывать на их понятливость и умение».

3. Очень важным принципом было сочетание педагогических усилий взрослых с самообучением, самовоспитанием и самотренировкой детей. В целом оптимистически оценивая возможности хозяйственного образования и воспитания в семье, крестьяне в то же время понимали, что многое зависит от встречной активности ребенка, саморазвития его способностей.

4. Успешное педагогическое воздействие родителей и других старших членов семьи основывалось преимущественно на силе их авторитета как умелых хозяйственников. В то же бремя старшие старались соблюдать и необходимую меру строгости, последовательности и настойчивости в своих требованиях.

5. Для правильного трудового воспитания детей чрезвычайно важным считалось участие в этом процессе обоих родителей.

Таким образом, семья являлась и является одним из важнейших институтов любого общества. Последнее десятилетие в жизни нашего общества отмечено глубокими изменениями, затрагивающими все стороны его жизни, в том числе и семейной. Семья по-прежнему играет большую роль в деле формирования этнического самосознания и передачи традиций от старшего поколения к младшему. Семья как социальный институт вплетена в систему общественных отношений и выполняет ряд функций по отношению к обществу, наиболее важными из которых являются воспроизводство и нравственно-патриотическое воспитание последующего поколения.

Список литературы

1. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М. : «Педагогика», 1972. – 129 с.

2. Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII — первой половины XIX в. / Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука, 1975.

3. Миненко Н. А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск, 1989. С. 79.

4. Суханов И. В. Обычаи и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Владимир Путин В проекте «Национальной доктрины.

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно патриотическом воспитании» «. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский Нравственно-патриотическое воспитание ребенка.

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей» Воспитатель: Капсомун Светлана Борисовна Роль семьи в воспитании маленьких детей велика. Но как воспитывать детей в первые годы их жизни.

Музыка в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодежи. Когда же произошло.

Педагогическая конференция «Роль семьи в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»Педагогическая конференция «Роль семьи в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Семья – это колыбель, из которой маленькая кроха выходит в большой мир. Многолетний опыт работы показывает, что именно семья играет главную.

Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский В дошкольном возрасте начинает.

Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, много для себя заново открываем и переоцениваем. Обращение к опыту православной педагогики.

Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст – фундамент общего развития.

Роль семьи в воспитании у детей любви к природе Цель: активно повышать роли семьи в воспитании у их детей любви к природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 16:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД