МААМ-картинки

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов

Ирина Шаблевская
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов

Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных субъектов профессиональной деятельности, способных к продуктивной самореализации.

Доказано, что хорошо развитый эмоциональный интеллект является структурообразующим компонентом профессиональной культуры педагогов, также эмоциональный интеллект должен быть сформирован на высоком уровне, что позволит адекватно реагировать на возникающие перегрузки.

Публикация «Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах

Основная задача учителя заключается не только в организации образовательного процесса, но прежде всего, в организации диалога. По большому счету, обучение вне диалогового взаимодействия невозможно.

В процессе общения субъектов образовательного процесса осуществляется формирование личностных психических новообразований обучающегося, «что достигается только через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие».

Из этого можно сказать, что учебный диалог – это и работа с информацией, и обмен эмоциями. Получая обратную связь, педагог должен уметь адекватно интерпретировать переживания ребенка, что становится возможным при условии приемлемого уровня эмоционального интеллекта.

Французский философ 16 века М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья - возможность получать удовольствие».

К сожалению, педагоги не всегда получают удовольствие от своей работы. А между тем, педагог - одна из самых востребованных и при этом наименее оплачиваемых в нашей стране профессия. Возможность получения относительно высокой зарплаты существует только за счет увеличения количества работы и, соответственно, сокращения времени на отдых. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. Их хронический характер способствует формированию синдрома Эмоционального выгорания учителя.

Данный синдром характеризуется эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Человек, у которого развились подобные симптомы, не только разрушает собственную личность и здоровье, но может причинить вред тем людям, которые обращаются к нему за помощью. Ведь учитель, находясь в состоянии стресса, способен серьезно (пусть даже и неумышленно) навредить ученику.

Поэтому очень важно иметь представление о понятии, причинах эмоционального выгорания, осознавать, насколько велик собственный запас прочности в отношении деформирующих факторов, знать способы противостояния им и пользоваться приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье педагогам, ученикам и их родителям.

Вполне понятно, что для преодоления эмоционального выгорания педагогов, необходима разработка программы, по которой он будет работать, в основе которой должны быть заложены следующие принципы: 1) высокая мотивация; 2) системность обучения; 3) индивидуализация обучения; 4) опора на личностный опыт; 4) приоритет самостоятельности обучения детей; 5) ведение дневника эмоций. Программу необходимо проектировать таким образом, чтобы системно и последовательно повышать уровень развития эмоционального интеллекта педагогов. Так как эмоциональный интеллект предполагает : а) сознательное управление эмоциями, б) восприятие, оценку и проявление эмоций, в) интерпретацию и анализ эмоций, г) использование эмоций с целью повышения эффективности деятельности, то содержание обучения можно сгруппировать в соответствующие тематические блоки.

Первый блок будет предусматривать развитие осознания, оценку и проявление эмоций. Педагоги должны усвоить «азбуку эмоций» : особенность их проявления, распознавания, ключевые теории эмоций.

Содержанием второго блока являются занятия, направленные на повышение эффективности деятельности. В соответствии с этим перед педагогами будет поставлена задача, научиться управлять эмоциями; вызывать живой отклик окружающих с помощью вербальных средств; стимулировать к деятельности окружающих.

Содержанием третьего блока будет является обучение анализу эмоций. Педагоги освоят методы отслеживания собственных эмоций и причины их возникновения, научатся осознавать иррациональные установки и вычленять сложные эмоции.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов также можно предложить программу, которая будет реализоваться посредством достижения следующих задач: а) просветительская (информирование о причинах выгорания, б) коррекционная (освоение методам релаксации, в) профилактическая (предотвращение эмоционального выгорания).

На основании сказанного становится понятно: высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта является одним из значимых факторов в предотвращении эмоционального выгорания.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер,.

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Цель: Содействие.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов. Задачи: • Повышение профессиональной компетентности; • Развитие гибкости, оригинальности.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Тренинг для педагогов. Снятие эффекта эмоционального выгоранияТренинг для педагогов. Снятие эффекта эмоционального выгорания Актуальность темы Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От много-численных контактов с другими людьми он испытывает.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Введение. Данное занятие с элементами тренинга разработано.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 13:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД