Папки-передвижки

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста (2 фото)

Светлана Мезенцева
Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

Автор разработчик:

Мезенцева Светлана Викторовна

Публикация «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Исходя из механизмов формирования качеств патриотического воспитания дошкольника, можно рассматривать взаимодействие воспитателей и воспитанников направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками.

Фото №1 Народная культура фольклор народная игрушка как средство патриотического

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере - сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и - удивительно! - рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка - основной атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы, мною был разработан цикл занятий для детей среднего дошкольного возраста : «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста».

Цикл занятий: краткосрочный, творческий.

Цель занятий: развитие интереса к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными игрушками.

Задачи:

1. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с русскими народными игрушками.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

5. Воспитывать у детей интерес к произведениям народного творчества.

6. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от восприятия.

7. Обогащение словарного запаса детей, совершенствование связной речи.

8. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой Родины.

Этапы реализации цикла занятий:

1. Подготовительный:

- подбор литературы, иллюстраций, наглядных пособий;

- подбор объектов для рассматривания;

- приобретение материалов для изодеятельности.

2. Исследовательский:

- ознакомление с русскими народными и деревянными игрушками;

- обследование элементов;

- обыгрывание.

3. заключительный:

- организация НОД «Матрёшкины именины».

Способы организации работы:

- организация НОД.

Практический выход:

- оформление выставки для родителей и воспитанников ДОУ;

- участие в педагогическом совете ДОУ (презентация проекта).

Ожидаемый результат от реализации цикла занятий:

1. Дети знакомятся с русской народной игрушкой – Матрёшкой, как символом русского народного искусства.

2. Воспитанники имеют представления о русской народной игрушке – Матрёшке, игрушках из глины, о лоскутных куклах, деревянных Богородских игрушках.

3. Дети знакомятся с народно-декоративным искусством.

4. Дети знакомятся с историей лоскутной куколки, осваивают доступные способы изготовления куклы Пеленашки.

5. Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.

6. Развитие сенсорных навыков, мелкой моторики.

7. У воспитанников формируется желание взаимодействовать в коллективе, помогать друг другу.

8. У детей формируется эстетический вкус, развивается воображение, способность фантазировать.

Целевая группа: воспитанники ДОУ, 4-5 лет (средняя группа, 25 человек.

Формы работы,

используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

Двигательная: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, игровые ситуации, досуг.

Игровая: сюжетные игры, игры с правилами, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, пальчиковые игры, театрализованные игры.

Продуктивная: Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки.

Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, вопросы и ответы, выставки в книжном уголке, досуг.

Познавательно-исследовательская: наблюдение решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта, игры (сюжетные, с правилами, конструирование, увлечения.

Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные, игровые ситуации.

Трудовая: задания, совместные действия.

Музыкально-художественная: слушание, импровизация, исполнение подвижные игры (с музыкальным сопровождением).

В своей работе с воспитанниками я использую разнообразные методы работы:

• наглядные (рассматривание русских народных игрушек, иллюстраций, наглядных пособий, художественной литературы и др.);

• словесные (чтение литературных произведений – потешек, сказок, обобщающие рассказы воспитателя, словесные игры, загадывание загадок, слушание русских народных песен и др.);

• практические (дидактические, подвижные, строительные игры, продуктивная деятельность детей : рисование, лепка, ручной труд, фольклорное пение, танцы и др.).

Приемы, используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

• объяснение;

• уточнение;

• оценка;

• вопрос;

• художественное слово (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры).

• придумывание своих загадок, синонимов.

Тематический план серии (цикла) занятий:

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

№ п/п Тема НОД Программные задачи Интеграция образовательных областей

1. «Русская народная игрушка – матрёшка» Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка – неваляшка. Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество. Развивать творчество, интерес к прошлому. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

2. «Дымковские игрушки» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

3. «Уточка – Марфуточка» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Обучить рисовать элементами дымковской росписи. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки» Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани. Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами. Активизировать словарь детей за счет слов : кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, лоскутная, пеленать. Приобщать детей к традиционной культуре России. Развивать интерес к лоскутным куклам. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

5. «Богородские игрушки» Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства. Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания. Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность. Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому. Развивать умение отличать богородские игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

6. «Матрёшкины именины» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. Продолжать формировать познавательную активность, коммуникационную культуру. Учить правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу, для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Формировать желание взаимодействовать в коллективе. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Список используемой литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд., перераб. и дополнен. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

3. «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова – СПб: Детство-Пресс, 2008.

4. «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева. Издательство «Учитель», Волгоград, 2013.

5. «Лоскутные куколки». Любимые игрушки своими руками. Лыкова И. А. Москва, изд. «Цветной мир», 2013.

6. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Л. С Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб. : Детство-Пресс, 1999.

7. «Развивающие игры в ДОУ». Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.

8. «Рисование с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. Д. Н. Колдина – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

9. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Программа, конспекты: средняя группа. Г. С. Швайко – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. «Воспитание ребёнка в русских традициях» Некрылова А. Ф., Соколова Л. В. Москва: Айрис-Пресс, 2003.

11. «Как воспитать настоящего человека» Сухомлинский В. А. Избр. произв. : В 5-ти т. – Киев, 1980.-Т. 2.

12. «Я - человек». Программа приобщения ребёнка к социальному миру. Козлова С. А. Москва, Владос, 2001.

13. «Воспитание толерантности у детей». Вострухина Т. Н. Москва, Школьная пресса, 2011.

14. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». Средняя группа. Н. В. Алешина – М. : ООО «Элизе Трейдинг», 2002.

15. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» (программа, конспектызанятий. Методические рекомендации, конспекты занятий, методические рекомендации) под ред. О. С. Ушаковой – М. : ТЦ Сфера. 2010.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Департамент образования Администрации города Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад комбинированного.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста».Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 20:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД