МААМ-картинки

Сборник «Дидактических игр экологического содержания с использованием НРК»

Зульфия Мезенцева
Сборник «Дидактических игр экологического содержания с использованием НРК»

ВВЕДЕНИЕ:

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Дидактические игры экологического содержания Коми направленности помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Публикация «Сборник „Дидактических игр экологического содержания с использованием НРК“» размещена в разделах

Игры доставляют детям много радости, и содействуют всестороннему развитию. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире РК, познавательные интересы, у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу родного края, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы РК, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Я разработала и предложила в своей брошюре дидактические игры экологического содержания с использованием НРК, которыми могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, воспитатели. Игры, предлагаемые мной, могут применяться в дошкольных учреждениях, в ООД в качестве его составной части или вместо нее, в кружковой работе, во время экологических викторин, а также для родителей при закреплении знаний детей по данной теме.

«ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, РЫБЫ РК».

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб, занесенных в Красную книгу РК.

Материалы: мяч или кубик, или карточка схема.

Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Какая птица занесена в красную книгу РК?» Сосед принимает предмет и быстро называет птицу, занесённую в Красную книгу РК. Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называют рыб, зверей РК. (Называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

2 вариант: Ребенку дается карточка, и он по схеме её описывает, а дети должны догадаться что это за зверь, птица, занесена ли она в красную книгу РК.

«УГАДАЙ ГДЕ Я РАСТУ».

Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений, занесенных в Красную книгу РК. Развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: Воспитатель или ребенок кидает одному из детей мяч. Называет растение, занесенное в Красную книгу РК, например, лютик ядовитый - ребёнок называет место, где растё т данное растение: болото, река, луг, поле, лес. (сосна сибирская, осока, гвоздика ползучая, хохлатка плотная, кипрей горный, лютик длиннолистый, сибирский ирис, вяз (гладкий и шершавый) и т. д.

«ПО ЦВЕТНЫМ СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ РК».

Цель: уточнить знания детей о значении цветных страниц в Красной книге РК. Развивать внимание, сообразительность, память.

Ход игры: Воспитатель раздает цветные картинки, дети подбирают соответствующих животных, птиц, растений. Например, черная страница- вымершие виды: таких объектов на территории РК не выявлено; белая страница – мало изученные виды: бурый ушан; красная страница – исчезающие виды: сибирский осетр, скопа, заяц-русак; желтая страница редкие: печорская семга, пищуха; зеленая страница – восстановленные виды: северный олень т. д.

«КТО ОТНОСИТСЯ К ДАННОЙ СТИХИИ».

Цель: закреплять знания детей об объектах природы нашего края. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «Беркут», а ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «Лосось» ребенок отвечает «вода», на слово «Пищуха» - «земля» и т. д.

2 вариант: Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие в Коми крае. На слово «вода» - обитателя рек, озер РК.

«НАЙДИ И ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель: закрепление знаний детей о местах обитания животных, птиц, и произрастании растений, занесенных в Красную книгу РК.

Материал: карточка с заданием.

Ход игры: Детям предлагаются картинки «Путаницы». Они должны найти ошибку и сказать, где обитают данное животное, птица, где растет растение. Например, северный олень не обитает в пустыне, а обитает в тундре. (овцебык – на дереве, беркут – в море, черный аист – на горе, Югорский мак– в пустыне, венерин башмачок– в поле и т. д).

«РЕКА ПЕЧОРА И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ».

Цель: учить детей классифицировать рыб по месту обитания, закрепить представления об их жизни, воспитывать чувство ответственности и уважительного отношения к природе РК.

Ход игры: У детей в руках силуэты речных, морских рыб с подписанным названием на русском и Коми языке. Воспитатель кладет перед собой символ моря, реки. После того, как все рыбки размещены по месту проживания, детям предлагается придумать рассказы о жизни рыб в море, реке (как называются, где живут, чем питаются и т. д.)

2 вариант: определи какие рыбы занесены в красную книгу РК (например, таймень обыкновенный, сибирский осетр, нельма, арктический голец, сибирский хариус, обыкновенный подкаменщик и т. д).

«ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, БЕГАЕТ».

Цель: закреплять знания об объектах живой природы занесенных в Красную книгу РК.

Ход игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы, занесенный в Красную книгу РК. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «северный олень» дети начинают бежать на месте, при слове «налим» - имитируют плывущую рыбу, при слове «беркут» - изображают полёт птицы.

«СЛОЖИ ЖИВОТНОЕ».

Цель: закрепить знания детей о животных занесенных в Красную книгу РК. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Материалы: картинки с изображением разных животных РК (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: Одна картинка целая, а вторая разрезана на четыре -шесть частей. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

«ПРОДОЛЖИ ЦЕПОЧКУ».

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы РК.

Ход игры: Воспитатель называет объект живой или неживой природы РК. Сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое и т. д.

«МЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ РК».

Цель: развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнения, обобщения) на основе представлений детей об охраняемых законом растениях Р К.

Материал: 2 обруча, сигнальные карточки красного и зеленого цвета, карточки с изображением растений Коми, занесенных в Красную книгу и не занесенных в нее.

Ход игры: -Я предлагаю вам разобрать картинки, те растения, которые занесены в Красную книгу Коми края положить в обруч, где лежит красная карточка, так как они нуждаются защите, их нужно оберегать. А другие в обруч, где лежит зеленая карточка, так как в природе их большое количество. Дети берут по одной картинке и выполняют задание, объясняя свой выбор.

«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ».

Цель: уточнить и обобщить знания детей о природе РК и животном мире родного края, повысить интерес к изучению своего края.

Материал: карты изображения на больших картах подобраны по темам: «Деревья тайги, насекомые, птицы, животные, ядовитые растения и растения, занесенные в Красную книгу РК.

Ход игры. Всем игрокам раздается по большой карте. Водящий берет маленькие карточки, перемешивает их, и предъявляет по одной карточке игрокам. Игрок должен назвать его и забрать маленькую карточку себе, накрыв ею изображение на большой карте. Побеждает тот, кто первым закроет все изображения на большой карте.

«НАПОМИНАЮЩИЕ ЗНАКИ».

Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям РК, расширить знания детей о правилах поведения в тайге, на водоемах. Упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: «Экологические знаки», карточки.

Ход игры: Педагог показывает карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагает детям рассказывать, что означает каждый знак. Спрашивает у детей, почему следует поступать, так или иначе. За правильный ответ игроки забирают карточку себе или получают фишки. Игра заканчивается, когда все экологические знаки расшифрованы.

2 вариант: Дети берут экологический знак, и определяют, как и кому он может помочь, объясняют свой выбор.

«ПОМОГИ ПРИРОДЕ».

Цель: ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.

Ход игры: Каждому ребенку дается карточка с различными ситуациями и сигнальные круги (красные- запрет, зелёные – правильный поступок). Ребенок самостоятельно оценивает ситуацию и раскладывает круги на каждую картинку. Затем объясняет своё решение.

«КТО ЛИШНИЙ ЗАНЕСЕН В КРАСНУЮ КНИГУ РК?»

Цель: закрепление полученных знаний о растениях, животных, и птицах, занесенных в Красную книгу Коми края.

Ход игры: Педагог перечисляет животных, птиц, растения. Дети называют того, кто в этом списке лишний.

1) заяц, гималайский медведь, бобр, снежный барс;

2) амурский тигр, белый медведь, лиса, овцебык;

3) подснежник, ландыш, одуванчик, лунник;

4) хариус, осетр, сиг, щука;

5) голубь, белая сова, утка, филин;

6) хохлатка, незабудка, кипрей, купальница европейская;

7) кедр, лиственница сибирская, берёза, черё муха:

«УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ, ПТИЦУ, РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ РК».

Цель: обучение детей узнаванию животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу РК, по описанию.

Ход игры: Например, серый, длинношеий, перелетный – серый гусь (юркий, маленький хищник – норка; рыжий, маленький, травоядный пискун - пищуха, гладкошерстный, травоядный, парнокопытный - лось).

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: обучение детей подбору слов-определений признаков к существительным, закрепление знаний о фауне РК.

Ход игры: Например, северный олень какой? Большой, гладкошёрстный, травоядный…. (заяц-русак, европейский барсук, северная пищуха, аист, беркут, серый журавль, лебедь крикун, чернозобая гагара).

«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСА ИСЧЕЗЛИ…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: Воспитатель предлагает подумать, что было бы, если из тайги, (тундры) убрать насекомых? Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если лесорубы бы спилили все деревья в тайге? А если бы ушли из леса зайцы? Если бурый медведь жил в тундре? А если бы в реке Печоре выловили всех рыб? А если дети сорвали бы все цветы первоцветы? А если люди разбрасывали везде мусор?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«ХОРОШИЙ РЫБАК».

Цель: учить детей бережно относиться к богатству природы РК, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них будет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

Ход игры: После предварительной беседе о рыбах обитающие в реке Печоре, воспитатель спрашивает: «А где еще живут рыбки? (в водоемах). Выбираются 2 игрока, Коми считалкой, они встают на дорожки. Дети по очереди предлагают, свои варианты: «Что нужно сделать, чтобы в водоемах было много рыбы?» Если правильно отвечает ребенок делает шаг вперед, если неправильно- шаг назад. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу, он «Хороший рыбак».

«БЛАГОДАРЮ».

Цель: ощущение единства с миром природы и психологической включенности в этот мир.

Ход игры: Ведущий благодарит растение, предлагает сделать это и участникам.

- За что ещё мы можем быть благодарны деревьям? (Жильё, книги, музыкальные инструменты, тепло в печи, кислород и т. д).

- Спасибо, Солнце, за то, что даёшь энергию рябине, ягодам и мне! А за что можно благодарить рябину? ( ОД: Спасибо, рябина - за плод, за здоровье, за семена, которые можно посадить в землю и т. д.)

- За что можно благодарить паука, муравья, волка, оленя, дятла, цаплю….

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, что хорошего человек делает для природы РК и как он может навредить ей. Учить бережно относиться к природе Коми края.

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, как человек должен правильно и бережно относиться к природе и какие его поступки могут принести вред природе. Что хорошего человек делает для природы? - спрашивает воспитатель и передает по очереди предмет или мяч, и каждый играющий дает свой ответ. После ответов детей воспитатель задает новый вопрос: Как может человек навредить природе?

«БОГАТСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ».

Цель: формировать у детей знания о природных богатствах РК и их пользе в жизни людей. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам РК.

Материал: Комплект игры состоит из 5 больших карт, с изображением в центре природных богатств РК: уголь, нефть, газ, лес, вода - и 35 маленьких карточек, на которых изображены готовые изделия. Пять карточек-схем (условных обозначения) соответствующих углю нефти, газу, лесу и воде

Ход игры: Ведущий перемешивает маленькие карточки и, показывая их по одной, спрашивает: «Что это? Из чего это сделано?» Тот, кто правильно ответил на вопрос, и картинка соответствует большой карте, получает эту карточку и закрывает на большой карточке картинку. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет маленькими карточками большую карту.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ, ЧТО ВРЕДНО ДЛЯ ПРИРОДЫ?»

Цель: обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воды, воздуха, земли, тайги). Закрепить правила поведения в природе РК. Воспитывать бережное отношение к экосистемам (тундра, тайга, река)

Ход игры: Предложить детям игру с перфокартами, на которых изображены объекты природы (воды, воздуха, земли, тайги) и действия человека, наносящие вред природе. Ведущий показывает карточки отрицательное воздействие человека на природу, ребёнок определяет какой экосистеме человек нанес вред (воде, воздуху, почве или лесу).

«ПИЩЕВАЯ ЦЕПОЧКА».

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в тайге.

Материал: набор карточек с иллюстрациями по четыре в каждом (например, тайга — растение — травоядное животное — хищник).

Ход игры: Воспитатель: «Это гриб маховик, где он растет?» (в лесу, тайге) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (белка) «Есть ли у нее враги?» (куница) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, маховик, то вся цепочка распадается.

2 вариант: детям даются карточки они выкладывают цепочку питания в экосистемы тайги, объясняют свой выбор.

«ЗАКОН ПРИРОДЫ».

Цель: закреплять знания об охране объектов природы РК.

Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

«ПАУТИНА ЖИЗНИ».

Цель: познакомить детей со значимостью всего живого на земле.

Ход игры: Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок веревки и называет одно из растений или животных тайги, тундры, например, «Лиственница». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается семенами лиственницы?» Кто-то из детей отвечает: «Белочка». Тот ребенок, который сказал «Лиственница», отдает клубок веревки тому, кто сказал «Белочка», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто вредит лиственнице?» Ответ: «Бобер». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Лиственница нуждается ли в солнечном свете?», «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? ( ОД: почва и вода). К концу игры все дети оказываются опутанными веревкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в предметах и явлениях, повторяя при этом условия существования и образ жизни животных РК (растений, птиц, рыб).

Ход игры. Кто заметит небылицу, должен сказать, почему так не бывает. Например, сможет ли белочка жить в лесу, если лесорубы спилили все деревья? Почему? и т. д.

«ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ».

Цель: формировать желание оберегать и охранять природу РК. Умение охарактеризовать с помощью знаков хорошего (веселого, плохого) поведения человека в природе. Дать представления о том, какие действия вредят природе.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. Воспитатель предлагает детям выбрать тот знак (изображение веселого или грустного человечка, который соответствует ситуации. Знак дети выкладывают в правый угол карточки. За правильное выполненное задание участник игры получает фишку. Игра проводиться несколько раз. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

В заключение:

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Автор разработки: Мезенцева З. З.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4–5 лет с использованием логоритмики Картотека Дидактических игр и упражнений для детей 4-5 лет организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики.

Конспект занятия по математике с использованием дидактических игр (старшая группа) Конспект занятия по математике с использованием дидактических игр (старшая группа). Программное содержание: Учить детей правильно решать.

Организация дидактических игр экологического содержания с детьми раннего возраста Игра является не только развлечением, но и методом, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. В дидактических.

Перспективное планирование по культуре поведения детей 4–5 лет с использованием дидактических игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Перспективное планирование по культуре поведения детей 4.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Рецензии на педагогические разработки «Сборник на сборник пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста» РЕЦЕНЗИЯ на сборник пальчиковых игр и упражнений для детей раннего дошкольного возраста по временам года воспитатель МАДОУ д/с № 5 Горбас.

Сборник дидактических игр по ознакомлению с миром природыСборник дидактических игр по ознакомлению с миром природы Сборник дидактических игр. Воспитатель Панина с. Н. МБДОУ «Детский сад №170». «Маленький желудь- большой дуб» Цель: развитие познавательного.

Сборник дидактических игр для развития математических способностей для детей 3–4 лет Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы «Найди предмет».

Сборник дидактических игр, направленных на формирование математических представлений у детей средней группы Выполнила: воспитатель средней группы Васина Татьяна Сергеевна МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №7» Картотека дидактических игр, направленных.

Забавный счет. Изготовление дидактических игр математического содержания из бросового материалаЗабавный счет. Изготовление дидактических игр математического содержания из бросового материала Забавный счёт. «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал – понял». Китайская поговорка. Представленная в эпиграфе китайская мудрость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник «Дидактических игр экологического содержания с использованием НРК»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 09:09
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД