Папки-передвижки

Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста

Мячина Галина Вячеславовна
Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста

Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

• Сомато-пространственная ориентации (относительно собственного тела)

«Вот какие мы» (освоения детьми асимметрии собственного тела)

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.

Инструкции : «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у Лены (Коли, Вани) впереди, что сзади?»

Публикация «Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Наводим порядок» (научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии)

Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т. д.

Дети выполняют действия по инструкции.

Инструкции : «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.

«Одеваем куклу»

Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети выполняют действия по инструкции.

Инструкции : «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «За-вяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок и др.

«Скажи, кто, где находится»

Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции.

Инструкции : «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее сзади себя»; «Расскажи, кто где находится» и т. д.

Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции.

Инструкции : «Посади мишку впереди Маши, куклу – сзади Маши»; «Расскажи, кто, где находится».

«Далеко-близко»

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию.

Инструкция : «Скажи, где мишка». ( Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы (Сони, Серёжи)».

ориентация в трехмерном пространстве

«Волшебные вагоны»

Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.

Инструкции : 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котёнка сзади мишки»;

2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто сзади мишки» и др.

«Угадай игрушку»

Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции.

Инструкции : «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки» и др.

«Собери сказку»

Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.

Инструкции : «Поставь матрёшку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь машину между мячиком и елочкой».

ориентация в двухмерном пространстве

«Солнышко»

Ход игры. На мольберте - изображение домика и солнышка.

Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы : «Где солнышко находится утром?», «Где солнышко вечером?»; «Где солнышко находится днем?».

«Игрушки для белочки»

Ход игры. У каждого ребенка лист бумаги с изображением белочки в нижнем левом углу и цветные карандаши.

Дети выполняют действия по инструкции.

Инструкции : «Нарисуйте жёлтый шарик далеко от белочки. Нарисуйте зелёный мяч близко к белочке. Нарисуйте синий кубик между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».

«Коврики»

Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.

Дети выполняют действия по инструкции.

Инструкции : «Будем рисовать коврики. Нарисуйте красный круг в середине листа. Сверху от круга - зелёный квадрат. Снизу от круга — оранжевый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому жёлтому кругу».

Упражнения на развитие функций моторного планирования: серийной организации движений с различными темпо-ритмическими характеристиками.

• различение и воспроизведение заданных темпа и ритма

• выкладывание (продолжение) визуально-ритмических рядов (различной сложности)

-по образцу

-по словесной инструкции

-продолжение графического изображения

«Веселые инструменты»

Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе). Детям нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или отстукивания ладонью по столу, затем сосчитать количество ударов.

Инструкция : «Слушай внимательно, хлопай так же».

«Сделай, как я»

Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме, затем отвечают на вопросы.

Инструкция : «Сделай правильно». Вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?».

«Танцы снежинок»

Ход игры. Перед детьми - ряд изображений снежинок (листьев, цветов и т. д.) Дети хлопают (топают, постукивают, воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов, например

Инструкция : «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».

Упражнение может выполняться и наоборот: педагог отстукивает ритм, а дети подбирают походящую картинку.

«Бабочки и цветы»

Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Перед детьми - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек, расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок.

Инструкция : «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно» Движения могут совершаться руками, ногами, с помощью предметов, например,игрушечного молоточка, мяча….

упражнения на развитие фонематических процессов

• развитие слухового внимания на неречевом материале

• Что звучит?

• Где звучит?

• Сколько раз звучит?

• Что звучит сначала, что звучит потом?

Ход игры. Логопед демонстрирует детям

-звучание разных предметов (бумага, льющаяся вода, пакет и др.)

-музыкальных инструментов (погремушка, маракасы, бубен, колокольчик и др.)

- футляров от «киндер –сюрпризов» с различными наполнителями.

Инструкция : «Послушайте внимательно и покажите, что вы сейчас услышали? Где? Сколько раз? Что звучало сначала, что звучало потом?» У детей такие же предметы и инструменты, как и у логопеда. Логопед прячет источник звука за ширмой, либо дети отворачиваются или закрывают глаза.

• развитие фонематического слуха с использованием речевого материала (на этом этапе речевой материал произносит логопед)

«Играем со словами»

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, дети кладут фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок раскладывает картинки (слушая, как слова называет логопед) на две группы: к длинной полоске и к короткой.

«Поймай звук»

Ход упражнения: Логопед произносит отдельные звуки (начиная с гласных, ребенок совершает заранее оговоренное действие, когда услышит нужный звук.

Инструкция : «Хлопни в ладоши («поймай» в кулачок, брось фишку в коробку и т. д., когда услышишь звук А».

Подключаем зрительные символы звуков.

«Спрячь слово»

Ход игры: дети отстукивают количество слогов в слове (обучаясь практическим навыкам деления слов на слоги).

Инструкция : «Сейчас мы с вами будем передавать телеграммы. Передайте слово : «машина» и т. д. Слова можно отхлопывать ладонями, отстукивать мячом, ложками, ногами и т. д.»

«Волшебный поезд»

Ход игры : перед детьми вагончики с разным количеством окошек и предметные картинки.

Инструкция : «Разложите груз по вагончикам. Если в слове слышим один слог (одну «песенку», то кладем в вагончик с одним окошечком и т. д.

игры и упражнения на воспроизведение отдельных звуков и слогов.

• Произнести звук столько раз, сколько точек на кубике.

• Произнесение серии звуков с опорой на визуально-ритмический ряд.

• Произнесение серии слогов с опорой на визуально-ритмический ряд.

- прямые слоги (ма, на, па)

- обратные слоги (от, ут, ум)

- закрытые слоги (мак, кап, бух)

- открытые и закрытые (на - ан, пу - уп)

- со стечением согласных (мда - мдо - мды, анк – онк - унк)

воспроизведение слов различной слоговой структуры

«Что спрятано?»

Ход игры: с опорой на визуально ритмический ряд ребенок произносит последовательно два разных открытых слога. В конце логопед просит назвать, какое слово получилось и открывает спрятанный предмет (или картинку).

«Собери слово»

Ход игры: Логопед, предлагает ребенку сложить разрезную картинку (из двух частей, в процессе выполнения задания называя каждый слог слова, изображенного на картинке, а затем все слово целиком. Вариант 1: с опорой на картинку – образец. Вариант 2: без наглядного подкрепления.

«Один – много»

Ход игры: Перед ребенком – картинки, на каждой из которой изображено несколько предметов.

Инструкция : «Я назову предмет, а ты найди картинку, где таких предметов много, и назови их (кот – коты, мак – маки, конь – кони и т. д.).

«Жадина»

Ход игры: перед ребенком раскладываются картинки или мелкие игрушки и игрушка-персонаж

Инструкция : «Это Кеша. Он очень жадный. Как он будет говорить? ( Образец: это моя вата, это моя ванна, это моё небо и т. д.)

По аналогии проводятся игры с предложениями: «Мою….», «Вижу…», «Кто дома?» (дома Лиза, дома Ваня, дома бабушка и т. д.)

Подготовила: учитель-логопед Мячина Г. В.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 октября 2022 в 19:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД