МААМ-картинки

Сборник упражнений по лепке для детей младшего дошкольного возраста

Анастасия Ломовцева
Сборник упражнений по лепке для детей младшего дошкольного возраста

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж

Сборник упражнений по лепке, направленных на развитие восприятия формы у детей младшего дошкольного возраста

Камышлов, 2020

Сборник упражнений по лепке, направленных на развитие восприятия формы у детей младшего дошкольного возраста / сост. А. С. Ломовцева. Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.

Публикация «Сборник упражнений по лепке для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Руководитель: Е. Ю. Болотова, преподаватель ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Рецензент: И. А. Насонова, преподаватель ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Сорокина И. Л., заведующий МАДОУ № 44 «Серебряное копытце»

Данный сборник разработан на основании комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство».

Разработанный сборник упражнений по лепке – методическое пособие, где представленные упражнения систематизированы по определенной тематике. Сборник имеет познавательно-речевую, художественно-эстетическую, развивающую направленность и ориентирован на детей младшего дошкольного возраста

Упражнения по лепке, представленные в сборнике – это разнообразные по содержанию упражнения, выполняемые детьми совместно с воспитателем, которые способствуют развитию восприятия формы. Пособие предназначено работникам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования и студентам педагогических колледжей.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Тема занятия «Морковка для зайчика»

Тема занятия «Листья на деревьях»

Тема занятия «Волшебные улитки»

Тема занятия «Бублики для куклы Тани»

Тема занятия «Пешеходный переход»

Тема занятия «Крендельки для Нюрочки»

Тема занятия «Лепка колобка для бабушки и дедушки»

Тема занятия «Новогодняя елочка»

Тема занятия «Приготовим угощение»

Тема занятия «Поиграем в снежки со Снеговиками»

Тема занятия «Самолеты стоят на аэродроме»

Тема занятия «Птицы на кормушке»

Тема занятия «Бусы для мамы»

Тема занятия «Оладушки для бабушки»

Тема занятия «Полет в космос»

Тема занятия «Котенок»

Тема занятия «В гости к зайчику»

Тема занятия «Мышка-норушка»

Тема занятия «Волшебная бабочка»

Список литературы

Приложения

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень важный период развития ребёнка. В это время происходит формирование личности дошкольника, складывается его характер, начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, а также ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.

Организуя любимый детям продуктивный вид деятельности как лепка, возможно, целенаправленно развивать эстетическое восприятие объемной формы простых предметов детьми, начиная с самого раннего возраста. Детская лепка базируется на познании окружающей действительности, в этой связи вопрос о развитии восприятия формы является одной из основных проблем методики обучения детей не только на занятиях лепки, а так же других видах продуктивной деятельности (далее- ПВД, которые в «след за лепкой» смогут легче передавать в своем рисунке или аппликации различные формы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, эстетическое восприятие ребенка должно осуществляться в процессе формирования его эстетических потребностей и опыта (эмоций и чувств, взглядов, вкусов, идеалов, интересов) как основы воспитания эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности.

Продуктивные виды деятельности – это деятельность, в которой заложен огромный потенциал возможностей для развития восприятия формы детей младшего дошкольного возраста.

В современной педагогической литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу, например, пластилину, глине, соленое тесто с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п.

Лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке. В рисовании или аппликации восприятие рукой всей массы круглой формы предмета менее эффективно, чем обведение округлости по контуру

В практике педагоги планируют занятия по лепке, используя методические пособия таких авторов как Лыкова, Колдина, Казакова, Комарова. Однако, на занятиях не уделяется должного внимания проведению отдельных упражнений по лепке, способствующих развитию восприятия формы предметов. Обычно дети совместно с педагогом обследуют предмет, а затем приступают к его лепке по показу воспитателя. Т. е. упражнения не являются отдельным элементом занятия.

Поэтому, недостаточная практическая разработанность упражнений по лепке и их применение с целью развития у младших дошкольников восприятие формы, побудили нас разработать данный сборник.

Что такое сборник? В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова сборник – это книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы. Сборник - составное произведение, представляющее собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Понятие «сборник упражнений по лепке» определяется как совокупность упражнений, объединённых вместе, имеющих общее предназначение, и отвечающие какой-либо определённой общей цели Он имеет художественно-эстетическую, развивающую направленность.

Упражнения – это специально созданное учебное задание, целью которого является формирование умений и навыков, а также их дальнейшее совершенствование.

В процессе выполнения упражнений по лепке, предложенных автором данного проекта младшие дошкольники осваивают следующие приемы лепки, начиная с простых: отщипывание, разминание, раскатывание, скатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, соединение.

Выполняя упражнения дети :

имеют представления о некоторых пластических материалах: глине, пластилине, бумажная масса

• знают и используют разнообразные приемы лепки (раскатывают и скатывают комочки прямыми и круговыми движениями; соединяют концы получившейся палочки, сплющивают шар, сминая его ладонями обеих рук)

• создают предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу; (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.);

• аккуратно пользуются глиной, кладут комочки и вылепленные предметы на дощечку;

• пользуются стекой.

Цель данного сборника – разработка и систематизация упражнений по лепке, направленных на развитие восприятия формы у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

• подобрать упражнения направленные на развитие восприятия формы у детей младшего дошкольного возраста.

• оформить сборник упражнений по лепке, направленных на развитие восприятия формы у детей младшего дошкольного возраста. в соответствии с предъявленными требованиями

Разработанный сборник упражнений по лепке, направленный на развитие восприятия формы соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста

Таким образом, в рамках данного сборника у детей развивается восприятие формы предметов; дети осваивают некоторые приемы лепки; формируются полезные практические навыки, представления о свойствах пластических материалов, стремление выполнить работу как можно лучше.

Данный сборник упражнений по лепке предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», а также воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Тема занятия: Морковка для зайчика

Упражнение «Зернышки», «Колбаска»

Цель: закрепить умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от большого куска и раскатывать их в «колбаску»

Оборудование: пластилин, дощечки, влажные салфетки

Приемы: отщипывание, раскатывание

Описание: воспитатель предлагает детям отщипнуть небольшие кусочки пластилина от большого куска. Затем эти кусочки дети раскатывают прямыми движениями рук до получения формы «колбаски».

Тема занятия: «Листья на деревьях»

Упражнение «Дождик»

Цель: совершенствовать умение у детей отщипывать небольшие кусочки пластилина от большого куска.

Описание: дети берут синий пластилин и, представляя, что это тучка, отщипывают небольшие кусочки, будто это капельки дождя.

Упражнение «Шарик»

Цель: формировать умение у детей скатывать шар между ладоней

Описание: дети берут пластмассовый шарик и катают его между ладонями (на столе) круговыми движениями.

Оборудование: пластилин, дощечки, влажные салфетки, шарик

Приемы: отщипывание, раскатывание

Тема занятия: «Волшебные улитки»

Упражнение «Колбаска»

Цель: закрепить умение у детей раскатывать палочку прямыми движениями ладоней.

Описание: дети раскатывают палочку прямыми движениями ладоней

Упражнение «Спиралька»

Цель: формировать у детей умение закручивать плюшевую палочку в «спиральку» Описание: дети закручивают плюшевую палочку в спиральку.

Описание: дети скрючивают плюшевую палочку в спиральку

Оборудование: пластилин, дощечки, влажные салфетки, палочка

Прием: отщипывание, раскатывание, закручивание

Тема занятия: «Бублики для куклы Тани»

Упражнение «Колбаска»

Цель: совершенствовать умение у детей раскатывать палочку прямыми движениями ладоней.

Описание: дети раскатывают кусок пластилина прямыми движениями рук, придавая форму «колбаски».

Упражнение «Кольцо»

Цель: формировать умение у детей соединять концы «колбаски» (коктейльной трубочкой, пластилином)

Описание: дети в воздухе показывают форму бублика, затем концы полученной «колбаски» соединяют между собой.

Оборудование: пластический материал, дощечки, влажные салфетки, коктейльные трубочки

Приемы: отщипывание, раскатывание, соединение

Тема занятия: «Пешеходный переход»

Упражнение «Колбаска»

Цель: совершенствовать умение у детей раскатывать палочку прямыми движениями ладоней

Оборудование: палочка

Описание: дети раскатывают палочку прямыми движениями ладоней

Приемы: отщипывание, раскатывание, расплющивание

Тема занятия: «Крендельки для Нюрочки»

Упражнение «Покорми курочку зернышками», «Колбаска»

Цель: закреплять умение у детей отщипывать небольшие кусочки соленого теста от большого куска; раскатывать их прямыми движениями рук

Оборудование: пластилин, дощечка, влажные салфетки

Описание: дети отщипывают небольшие кусочки пластилина («зернышки») и кормят курочку. Раскатывают кусок пластилина прямыми движениями ладоней, придавая ему цилиндрическую форму.

Приемы: отщипывание, раскатывание

Тема занятия» : «Лепка колобка для бабушки и дедушки»

Упражнение «Шар»

Цель: формировать умение у детей скатывать кусок сладкого теста круговыми движениями ладоней

Оборудование: сладкое тесто, дощечки, влажные салфетки, пластмассовый шарик

Описание: дети берут пластмассовый шарик и скатывают его между ладонями (на столе) круговыми движениями рук.

Прием: скатывание

Тема занятия: «Новогодняя елочка»

Упражнения : «Снежок падает», «Ладушки», «Шар»

Цель: закреплять умение у детей отщипывать небольшие кусочки пластилина от большого куска и путем раскатывания придавать им шарообразную форму. Формировать умение у детей сплющивать кусок пластилина шарообразной формы

Оборудование: пластилин, дощечка, влажные салфетки, шарик

Описание: дети берут пластилин белого цвета и отщипывают небольшие кусочки, представляя, что это снег. Затем небольшой кусочек пластилина скатывают круговыми движениями ладоней (на столе) придавая ему форму шара. Потом кладут шарик на одну ладонь, а другой сплющивают в форму «диска».

Приемы: отщипывание, скатывание, сплющивание

Тема занятия: «Приготовим угощение»

Упражнения : «Печенька», «Шар и шарик», «Спрячь пуговку»

Цель: формировать умение у детей скатывать соленое тесто в шар и сплющивать его в «лепешку»; умение декорировать «печенье» путем вдавливания пальцем горох в соленое тесто.

Оборудование: соленое тесто, дощечки, влажные салфетки

Описание: дети отщипывают небольшой кусок соленого теста и скатывают его между круговыми движениями ладоней (на столе) придавая ему форму шара. Потом кладут шарик на одну ладонь, а другой сплющивают в форму «диска». Затем пальчиком делают углубление.

Приемы: отщипывание, скатывание, сплющивание, вдавливание

Тема занятия: «Поиграем в снежки со снеговиками»

Упражнения ««Снежок падает», «Шар»,

Цель: закреплять умение у детей отщипывать одинаковые кусочки пластилина от большого куска и скатывать их в шарообразную форму.

Оборудование: пластилин белого цвета, дощечка, влажные салфетки

Описание: дети берут пластилин белого цвета и отщипывают небольшие кусочки, представляя, что это снег. Затем небольшой кусочек пластилина скатывают круговыми движениями ладоней (на столе) придавая ему форму шара.

Прием: скатывание

Тема занятия: «Самолеты стоят на аэродроме»

Упражнения «Палочка»

Цель: совершенствовать умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от большого куска и раскатывать их в «колбаску»

Оборудование: пластилин, дощечки, влажные салфетки, палочка

Описание: дети берут палочку и раскатывают ее прямыми движениями ладоней

Приемы: отщипывание, раскатывание, соединение

Тема занятия «Птички на кормушке»

Упражнение «Прищепка», «Шарик», «Цилиндрик»

Цель: совершенствовать у детей умение раскатывать кусок пластилина прямыми движениями ладоней и придавать ему цилиндрическую форму. Формировать у детей умение прищипывать кусок пластилина.

Оборудование: шарик, пластилин, дощечка, влажные салфетки

Описание: воспитатель предлагает каждому ребенку повесить прищепку на веревочку, тем самым обращает внимание на движения пальцев рук. Затем дети берут шарик и катают его между ладонями круговыми движениями. Потом дети раскатывают палочку прямыми движениями ладоней.

Прием: скатывание, прищипывание, раскатывание

Тема занятия «Бусы для мамы»

Упражнение – имитация «Шар и шарик»

Цель: закрепить умение у детей скатывать кусок пластилина круговыми движениями ладоней в шар разной величины

Оборудование: пластилин, дощечка, влажные салфетки

Описание: воспитатель предлагает вспомнить, как скатать кусок пластилина, придавая ему форму шара, путем круговых движений ладоней.

Приемы: отщипывание, скатывание

Тема занятия «Оладушки для бабушки»

Упражнение «Шар» Упражнение –имитация «Ладушки»

Цель: закрепления у детей умения сплющивать кусок соленого теста

Оборудование: соленое тесто, дощечка.

Описание: воспитатель предлагает детям отщипнуть небольшой кусок соленого теста, скатать его в шар и придать ему форму диска с помощью приема «сплющивание»

Приемы: отщипывание, скатывание, сплющивание,

Тема занятия «Полет в космос»

Упражнения «Колбаска», «Шар», «Лепешка», «Морковка»

Цель: совершенствовать умение у детей раскатывать кусок пластилина в колбаску, придавая ему конусообразную форму; скатывать кусок пластилина в шар и сплющивать его

Оборудование: пластилин, шарик, дощечка, влажные салфетки

Описание: дети скатывают шарик круговыми движениями ладоней; раскатывают кусок пластилина, придавая цилиндрическую форму; имитирую сплющивание, хлопая в ладоши.

Приемы: отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание

Тема занятия: «Котенок»

Упражнения : «Морковка», «Яичко», «Прищепка»

Цель: закрепить умение у детей придавать куску пластилина овальную форму; умение скатывать кусок пластилина в шар. Формировать умение прищипывать кусок пластилина

Оборудование: стека, пластилин, дощечка, влажные салфетки

Описание:

Приемы: отщипывание, скатывание, раскатывание, прищипывание, соединение.

Тема занятия: В гости к зайчику

(по мотивам сказки «Заюшкина-избушка»)

Упражнение «Шар», «Колбаска», «Прищепка»

Цель: совершенствовать у детей умение раскатывать кусок соленого теста кругообразными движениями между ладонями, раскатывания палочек и сплющивания. формировать у детей умение прищипывать кусок соленого теста

Оборудование: соленое тесто, дощечка, влажные салфетки

Описание:

Приемы на занятии: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, прищипывание.

Тема занятия: Мышка-норушка

Упражнение «Шар», «колбаска», «Прищепка»

Цель: совершенствовать у детей умение раскатывать кусок соленого теста кругообразными движениями между ладонями, раскатывания палочек и сплющивания. Формировать у детей умение прищипывать кусок соленого теста

Оборудование: Соленое тесто, дощечки, влажные салфетки

Приемы на занятии: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, прищипывание.

Тема занятия «Волшебная бабочка»

Упражнение «Скалочка», Упражнение с формочкой «Бабочка»

Цель: формировать умение у детей использовать формочки для лепки, а также раскатывать соленого теста скалкой в «лепешку»

Оборудование: соленое тесто (цветное, скалка, формочка, дощечки, влажные салфетки

Описание:

Приемы на занятии: отщипывание, раскатывание соленого теста скалкой, использование формочки

Список литературы

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

2. Рабочая программа по воспитанию, развитию и образованию детей 4-го года жизни в МАДОУ № 44 «Серебряное копытце», г. Сухой Лог.

3. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста : игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2017. - 319 с.

4. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина. -М. : Мозаика-Синтез, 2011.-11

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. /И. А. Лыкова. - М. : Капуз-Дидактика, 2006 г. 144 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возрастаДидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возраста «Дождик и цветочки» (игра изготовлена из подручных материалов за 1,5 часа во время сна детей в детском саду) Цель: закрепление основных.

Физкультминутки для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Стихотворение «Горошины» для организационного момента на занятии по лепке с детьми младшего дошкольного возрастаСтихотворение «Горошины» для организационного момента на занятии по лепке с детьми младшего дошкольного возраста Стихотворение "Горошины " для организационного момента на занятии по лепке с детьми младшего дошкольного возраста. Автор : Волченкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник упражнений по лепке для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2020 в 14:14
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД