Получи документы

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси» (3 фото)

Полина
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»

Тема: Семейные обычаи на Руси.

Номинация: Лучший конспект занятия (НОД)

Байдина Галина Сергеевна

Должность: воспитатель

Г Нижний Тагил, Свердловская обл

МБДОУ детский сад №182

galbaydina@mail.ru

Тема: Семейные обычаи на Руси.

Программное содержание:

Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

Закреплять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

Активизировать в словаре детей следующие существительные: «оберег», «тезка», «колыбелька», «лапти», «чугунок»;

определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый»;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа:

беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины»; «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин; рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование:

Аудиозаписи с пением птиц, песня «Доброта» Автор: Пляцковсковский М., композитор Шаинский В., русская народная мелодия, атрибуты русской избы; кукла;

Уголёк, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; обереги из соленого теста; картинки - самовары; костюмы – сарафаны; лапти; чугунок; самовар; деревянные ложки, музыкальный центр.

Планируемый результат:

Дети представили знания о старинных семейных обычаях, русских и народных праздниках; проявили интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Участники: ведущий, дети средней группы.

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Ведущий:

– Дети, а вы любите путешествовать?

(-)

– Я вас приглашаю путешествовать по весеннему лесу. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Звучит аудиозапись «Пение птиц»

– Давайте пойдем по тропинке. Погуляем. Куда же она нас приведет?

– Вот мы и пришли. Куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

(– В русской избе.)

– А почему вы решили, что это русская изба?

(так как здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда)

–Ребята, а кто в этой избе мог жить?

(Бабушка, дедушка, родители, дети)

– Как одним словом сказать, кто здесь живет?

(Семья)

– Правильно. Мы с вами большую часть времени находимся в детском саду и детский сад- это наш второй дом, а мы с вами семья в нашем доме.

– Сегодня мы будем с вами членами этой русской семьи – этой избы.

(Ребё нок: «Русь деревянная, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют».)

Показ чугунка.

– Что это?

)

– Для чего нужен чугунок?

(В нём варили кушать)

Показ лаптей.

– Дети, а что это?

)

– Для чего нужны лапти?

(Их одевали на ноги)

Раздаётся плач ребенка. (Аудио запись)

– Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

- Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет- малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет.

Ребенок достает куклу, качает.

– С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.

– Дети, а какие вы знаете старинные имена?

(Илья, Данил, Егор, Алёна, Фрося, Глаша.)

– давайте назовём его Егорушкой. Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырастет у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым.

– Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Ребенок показывает: уголек, зернышко, монетки

– А кто знает. Зачем нашему Егорушке эти вещи?

(Их клали, когда купали)

– Да. Правильно. Раньше, на Руси, давным – давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

– А что говорили, когда клали уголек?

Кладет ребенок в таз уголек.

(Привыкай к домашнему теплу)

– А что говорили, когда клали монетку?

(Будь всегда богат)

– А что говорили, когда клали зернышки?

(Будь всегда сыт)

Воспитатель купает куклу.

– Будет чистеньким малыш. Вырастет у нас крепыш.

– А затем его одевали и укладывали спать.

– А куда клали спать ребеночка?

(В колыбельку)

– А что такое колыбелька?

– Да, есть такая колыбелька. Деревянная, расписная.

Ведущий достает колыбельку.

– Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

(Хлеб, соль)

– Правильно. На Руси хлебом-солью всегда встречали долгожданных гостей. Они клали хлеб, соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка. Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельную хлеб, соль.

– По поводу рождения ребеночка устраивались праздники, всех угощали вкусным чаем из самовара.

(Ребё нок:

«В тереме расписном мы живем.

К себе в избу всех зовем

Мы идем, идем, идем

Самовар в руках несем,

В гости всех к себе зовем»).

Танец «Самовары» (Русский народный танец)

– Не только угощали чаем, устраивали застолья, ещё исполняли песни, частушки)

Дети исполняют частушки.

– А сейчас, Егорушке пора спать. Его клали в колыбельку и что дальше делали?

(Пели колыбельную)

– А что такое колыбельная?

(Песенка, под которую засыпает ребенок)

– Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки.

Дети исполняют колыбельную песню.

– Пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Шили, вязали, мастерили сувениры. Вот и мы с вами тоже сделали не простой подарок, а настоящий оберег. А что это такое?

(Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.)

– Оберег - значит, оберегает от бед.

– А ещё делали сувениры из дерева, например, деревянные ложки, чтобы жизнь была полной и веселой.

Показ ложек.

– Этими ложками принимали пищу и применяли их как музыкальные инструменты.

(Ребё нок:

Стоит в поле теремок

Дверь закрыта на замок

В домике ребята спят.

Сладко носики сопят.

Рано утром все вставали

И зарядку выполняли,

Дружно в ложки ударяли)

Танец «Ложкари» под русскую народную мелодию «Полянка»

– Подарили нашему Егорке оберег и пожелали ему расти здоровым, счастливым и добрым.

– Наша изба ровно тепла

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить

Дом вести – не лапти плести

Дай, Бог, тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Песня «Доброта», Автор : Пляцковсковский М., композитор Шаинский В.

Подарки - обереги гостям.

– Спасибо всем гостям и детям, за старание, за работу

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
Фото «Семейные обычаи на Руси»
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе - фото
Публикации по теме:

Лучшие конспекты на сайте МAAAM.RU Лучшие конспекты на сайте мааам. ru. Ссылки Проблема поиска и быстрого отбора нужной информации особенно актуальна в настоящее время, когда.

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 21:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД