МААМ-картинки

Семинар для учителей: «Формирование правильной речи средствами театральной деятельности»

Оксана Хатинская
Семинар для учителей: «Формирование правильной речи средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность - одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Использование театра в логопедической работе способствует процессу нормализации речи, развитию творческого потенциала детей, культуры общения, воображения. Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольников, удовлетворяет их потребность в игре.

Публикация «Семинар для учителей: „Формирование правильной речи средствами театральной деятельности“» размещена в разделах

Я в своей работе использую различные виды кукольного театра. Условная природа театра кукол, широта и разнообразие его изобразительных возможностей, увлекательная сила обобщения, свойственная кукольному образу, позволяют с особой убедительностью передавать и обобщенность сказочных характеров и символичность образов, занимательность, динамику и на этой основе формировать правильность речи. Построение занятий с применением театра кукол создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда. Логопедические занятия с включением кукольного театра способствуют развитию двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики. Движения пальцев рук, в свою очередь, стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. И лучшего средства, чем петрушковые куклы, в этой работе не найти. Двигая куколку ребенок непроизвольно стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Ведь недаром говорил К. Г. Юнг:» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Несколько примеров:

При изучении звука (щ) я всегда использую скороговорку:»Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока», но проигрываю это с куклой- щенком. Эффект потрясающий: все хотят выйти и почистить щенка, и происходит непроизвольная работа над звуком. При дифференциации звуков (п) и (п) кукла - ежик пыхтит, а кукла - цыпленок пищит. Для дифференциации звуков (м) и (м) используются куклы: Мишка и мышка.

При отработке чистоты звуков используются диалоги с применением кукол. Например, при отработке звуков (з- з) логопед в паре с ребенком- зайчиком может использовать диалог:

Логопед: Заяц, заяц, чем ты занят?

Ребенок: Кочерыжку разгрызаю!

Логопед: А чему ты, заяц рад?

Ребенок: Рад, что зубы не болят!

Здесь же я использую скороговорку: «У зайки Бубы разболелись зубы» и дети с зайчиком на руках показывают, как ему больно!

Хочется поделиться «изюминкой» при проведении самомассажа. Здесь я использую куклу - солнышко со словами: Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, руки. Он забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

подружись с ним.

Заинтересованно относятся дети и к театру масок. Одним из примеров применения этого вида театра может служить речевая игра» Угадай, чей голосок» для формирования фонематического восприятия. Дети становятся в круг. Одному ребенку одевают на голову маску и завязывают глаза. Идут со словами:

Мы по кругу идем

Мы лягушку зовем.

Ты, лягушка, не зевай,

Нас по голосу узнай.

Один из детей по сигналу логопеда» квакает». Ребенок - лягушка должен узнать ребенка по голосу. Т. Ж самое можно делать с маской лисы.

В логопедической работе уместно использовать самые простые виды кукольного театра : театра - картинок и театра - фланелеграф. Их удобно использовать при изучении лексических тем. Например, при изучении темы» Дикие животные» я использую сказку на фланелеграфе» Колобок», «Теремок». При изучении темы» Овощи»- сказку «Репка». При изучении темы» Рыбы»- сказка» По щучьему велению». При изучении темы» Перелетные птицы»- сказку» Гуси - лебеди». Использовать можно, как всю сказку, так и отдельные фрагменты. Видя перед собой зрительный образ, детям легче формулировать грамматически правильное предложение. Не секрет, что современные дети плохо пересказывают, к тому же они плохо знают русские народные сказки. А куклы помогут компенсировать этот пробел в речевом развитии. Во время изучения темы» Правила дорожного движения» очень интересное занятие можно провести с любимыми героями: Буратино, Пьеро, Мальвиной с помощью театра - фланелеграфа.

В моем арсенале имеются и наборы бумажного пальчикового театра с мини - ширмочкой, которые тоже удачно дополняют работу. Возможно, и без учета вышесказанного можно добиться неплохих результатов коррекционной работы. Но думается, что при подобной работе ребенок чувствует себя комфортнее, а значит, успешнее. А это - самое главное!

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Настольный театр на скрепкахНастольный театр на скрепках Настольный театр на скрепках Театрализованная деятельность является ведущим видом деятельности детей, а кроме того позволяет решить многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для учителей: «Формирование правильной речи средствами театральной деятельности»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 16:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД