МААМ-картинки

Семинар для воспитателей ДОУ «Учим детей читать»

Елена Печенкина
Семинар для воспитателей ДОУ «Учим детей читать»

Проблема раннего обучения детей, в частности, обучения чтению – одна из наиболее спорных в современной педагогике. Есть немало противников дошкольного обучения, которые утверждают, что это может привести к дисбалансу в развитии ребенка. Однако, проблема заключается в постановке цели и выборе методов обучения.

Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

В нашей стране известны четыре метода обучения чтению:

Буквосослагательный;

Складовый;

Публикация «Семинар для воспитателей ДОУ „Учим детей читать“» размещена в разделах

Метод целых слов (глобальное чтение);

Аналитико-синтетический;

Азбуки

В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т. д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?

По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т. д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

Буквари

Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т. д.

Собственно говоря, это сочетание – изобретение далеко не наших дней. «Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.

Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).

Кубики Зайцева

Петербургский педагог Н. А. Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы. Несмотря на невысокую стоимость исходных материалов комплект из картонных разверсток для кубиков, учебного пособия, таблиц-плакатов и аудиокассеты стоит довольно дорого – в среднем около тысячи рублей. При этом их еще нужно склеить, заполнить разными наполнителями: деревянными палочками, металлическими крышечками (набор таких крышечек уже продается отдельно) или звенящими колокольчиками. Впрочем, есть и «готовый», склеенный комплект. Стоит, правда, дороже, но для любимого чада ничего не жалко. За что же платит «продвинутый родитель»?

Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.

К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).

Метод целых слов

Его придумал американский ученый Глен Доман. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок таким образом запоминал слово целиком.

Надо заметить, что методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации. Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана, с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их ребенку. Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов.

Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно. Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.

Методики послогового обучения чтению Т. С. Резниченко и В. В.

Воскобовича

Суть методики заключается в том, что вместо знакомства ребёнка с правилами послогового чтения, ему просто демонстрируют как они (слоги) читаются. ВАЖНО: соблюдать строго определённый порядок введения слогов; сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребёнку читать слова с этим слогом.

Метод позволяет проще и быстрее освоить чтение, чем звукобуквенный.

Включает больше игровых моментов

Метод хорошо работает, когда традиционный способ обучения чтению для ребёнка слишком сложен или недоступен.

Способствует развитию произносительной стороны речи, вниманию, развитию зрительной памяти.

Минусы:

На каждый слог мастерятся карточки это занимает много времени.

Чтение подкрепляется работой с письмом.

Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.

Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможны орфографические ошибки.

Обучение чтению по системе М. Монтессори

Отношение к ребенку как к уникальной личности со своим собственным планом развития и со своими сроками и способами освоения мира. Для успешного освоения чтения ребёнка необходима особая обучающая среда. Обучение начинается с освоения вначале письма, а только потом переход к чтению. Взрослый выступает в роли наблюдателя.

Расширяет словарь у детей с речевыми нарушениями.

Дети быстро учатся читать без ошибок.

Учатся читать интуитивно слова целиком, без разделения на слоги.

Читают про себя и самостоятельно.

Дети приучаются к

самостоятельности и порядку.

Дети развивают аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.

Минусы:

Могут быть трудности при звуковом анализе слов.

Громоздкость материалов. Наличие особого места, столов, полок.

Не уделяется внимание творческим способностям ребёнка, развитию его фантазии.

Страдает навык чтения вслух.

Взрослый выступает только как наблюдатель. (А как же авторитет)

Не подойдёт всем родителям, у которых творческие детишки, дети непоседы.

Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.

МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева

Эта методика заслуживает отдельного упоминания. Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к двум годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения попали другие предметы.

Плюсы:

Не содержит элементов «насилия» (спецзаданий, тестов).

Все задания выполняются в игре и по желанию.

Метод подходит для раннего развития, практически с пелёнок.

Не требуется специальных знаний от родителей, только готовность заменить «игрушки-погремушки» на буквы и карточки со словами.

Не требует много времени для занятий.

Минусы:

Ребёнок -пассивный объект обучения.

Формируется текстовое мышление. Не доступность материалов и пособий Тюленева

П. В. (Все пособия с «секретом», за деньги и необходимы ключи доступа).

Нет возможности опробовать демоверсию на своём ребёнке прежде, чем купить полную версию.

Придётся заменить погремушки игрушки на карточки с буквами. Не все родители к этому готовы.

Звукобуквенная методика обучения чтению Д. Б. Эльконина

Суть методики в том, что ребёнок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных звуков синтезирует исходное слово. Методика содержит своеобразную подсказку как из отдельных звуков получается целое слово.

(подготовительный) этап формирование фонемного анализа слова и общей ориентировки в фонемной системе языка. Второй этап- освоение системы гласных фонем и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы. Третий этап- освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование основного механизма чтения.

Плюсы:

У детей развит фонематический слух

Значительно облегчается освоение письма и орфографии

Ускоряется освоение действия чтения

Пособия легко изготовить руками

Требуется творческий подход.

Минусы:

Главное ребенка заинтересовать, чтоб ему не было скучно, и процесс не превратился в рутину. Необходимо включать разнообразные игры, упражнения и тд.

Когда же можно начинать? Для ребенка 6 лет чтение еще не может стать основным источником получения информации об окружающем мире, следовательно, не надо надеяться на то, что, научившись складывать слоги, малыш сразу возьмется за чтение энциклопедий и это станет основным его занятием. Обучая дошкольника чтению, необходимо преследовать цели, актуальные для ребенка определенного возраста – в первую очередь, создание условий для сенсорного развития. Кроме этого, важно понимать, что ведущей деятельностью у детей с 3 лет является – игра, и в соответствии с этим выбирать методы и приемы обучения.

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

• Ребенок говорит предложениями.

Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

• Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».

• У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.

• Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т. д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного. Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок как при освоении техники чтения, так и при понимании текстов.

Проблемы освоения техники чтения Понимание прочитанного

1. Трудности усвоения образа печатной графемы 1. Умение понять и повторить слово

(словарный запас)

2. Слияние слогов

2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов

3. Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов) 3. Умение понять смысл короткого предложения и повторить его

4. Трудности слияния слогов в слово

4. Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению

5. Трудности при присоединении согласного к открытому слогу 5. Умение сделать вывод из прочитанного

6. Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении 6. Умение понять смысл короткого текста

7. Трудности при чтении слогов со стечением согласных 7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

8. Чтение сложных (трех-четырех) слов 8. Умение пересказать текст своими словами

9. Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения 9. Умение понять скрытый смысл текста

10. Скандированное чтение 10. Выразительное чтение

11. Проблемы выразительности чтения

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренными, умеющим читать и считать. Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма?

Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков.

1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, воздух проходит свободно, не встречая преград.

2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный, из потока других звуков.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, мы видим и печатаем.

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове.

5. Есть гласные и согласные звуки. Твердые согласные звуки обозначим синим цветом. Мягкие звуки обозначим зеленым цветом, гласные – красным.

6. Ребенок научился слышать и выделять заданный звук, находить и определять его место в слове, учим слиянию звуков, образованию слогов.

7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Обучение чтению начинается с чтения слогов.

8. Обратите внимание, что без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

9. Все гласные второго ряда (е, ё, ю, я) произносите кратко, не растягивая.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.

Публикации по теме:

Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами»Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами» Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами Рекомендации для воспитателей и родителей. После того, как ребенок освоит все буквы.

Консультация для родителей и воспитателей «Учим стихотворение с ребёнком» Вот снова праздник. И снова стоит проблема выучить с ребёнком стихотворение. Проблема встала потому, что это никак не удаётся или удаётся.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей ДОУ «Учим детей читать»
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 14:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД