Семинар «Развитие музыкальных способностей у детей. Формы работы с одаренными детьми»

Ольга Гусева
Семинар «Развитие музыкальных способностей у детей. Формы работы с одаренными детьми»

Приобщать детей к музыке, развивать их музыкальные способности необходимо с раннего возраста, используя в первую очередь те методы, которые способствуют эмоционально-активному восприятию музыки. Только тогда музыка выполнит свою эстетическую, познавательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней.

В процессе музыкального воспитания дошкольников, развития творчества детей важное место занимают музыкально-дидактические игры. Разнообразные по задачам и содержанию они учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звуков. Развивая музыкальные способности они помогают успешно усваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества. Многообразные задачи, которые приходится решать детям в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Малыши обладают непроизвольным вниманием, поэтому весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на их чувства и интересы. Музыкально-дидактические игры дают возможность в игровой форме развивать музыкальный слух, активизировать умственные процессы, воспитывать нравственные качества личности. Учить детей различать и воспроизводить контрастные по высоте звуки в младшей группе нужно начинать с первого занятия с помощью так называемой музыкальной лесенки.

Развивая звуковысотный слух у детей 6 лет, в работе используется музыкальный букварь Н. А. Ветлугиной, например: "Бубенчики" - на сопоставление трех звуков различных по высоте; "Музыкальное эхо" - для развития музыкального слуха и чистоты интонации; "Ученый кузнечик" - для формирования у детей ладо-тонального слуха, ощущение и нахождение тоники.

Для закрепления представлений детей о ритмических отношениях звуков, умений точно воспроизводить заданный ритм можно предложить музыкально-дидактическую игру "Теремок". Дети слушают стихи:

Стоит в поле теремок

Он не низок, не высок.

Вот по полю Мышка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Дети слушают ритмический рисунок Мышки. На фланелеграфе помещается рисованная Мышка. Дети отхлопывают заданный ритм, запоминают его. Точно так же дети знакомятся с другими персонажами игры: зайкой, лисичкой, медведем.

На последующих занятиях дети вспоминают ритмический рисунок зверей, прохлопывают его. Можно вызвать по - одному желающему, простукивая ему любой из заданных ритмов. Если ребенок вспоминает, какому зверю принадлежит данный ритм, ему предоставляется право выложить на фланел еграфе этого зверюшку и проиграть на металлофоне его ритмический рисунок.

Использование музыкально-дидактических игр на занятиях позволяет достичь высокого уровня музыкального развития детей: развитие способностей в хоровом пении, в танцевальной деятельности, в игре на инструментах и выявить особо одаренных детей. Существует много методов и форм работы с такими детьми.

Одной из форм работы с одаренными детьми в нашем детском саду, является игра в ансамбле русских народных инструментах. Игра в ансамбле помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к музыке, стимулирует творческую инициативу. А также сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолевать неуверенность, робость.

Наш ансамбль называется «Задорные ложкарята», т. к. ведущим инструментом являются ложки. Создание такого ансамбля - дело очень сложное и трудоемкое – это многосторонний процесс.

Система специальных занятий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, использую следующие этапы:

I этап

а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.

Знакомя детей с новым инструментом, вначале всегда играю на нем сама, чтобы увлечь детей, показываю различные приемы (например: ложки, трещотки).

б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.

Заинтересовав детей, получив от них согласие, заниматься в ансамбле, начинаю знакомить их с приемами игры на ложках.

II этап

Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.

На этом этапе уделяю большое внимание координированным, совместным действиям детей. С этой целью провожу музыкально-дидактические игры и упражнения. Например: Игра «Оркестр», «Эхо», «Сыграй как я», «Матрешки» и др. Постукивания ритма заданного педагогом, ритмические импровизации и игры с палочками.

Далее знакомятся с основными приемами игры:

1. Здравствуйте. (В 2 руках, в одной руке – здороваются друг с другом: коленями, плечами, полом, черенками ложек, холкой, локтем, стульчиков и т. д.).

2. Маятник. (Скользящие удары ложкой о ложку).

3. Мячики. (Двумя ложками по колену, отскакивают от колена, как мячики).

4. Трещотки. (Между рукой и коленом).

Перечисленные приемы можно варьировать и использовать в любой последовательности.

III этап

Развитие исполнительского мастерства - работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.

На этом этапе обращаю внимание детей на то, что будь то групповое исполнение или ансамбль, смотрится в том случае, если все участники играют ритмично, слаженно, правильно держат музыкальные инструменты. С этой целью использую такой прием: даю детям возможность посмотреть и послушать со стороны в качестве зрителей и дать оценку исполнения, отметить тех, кто ошибся. Сама я в данном случае становлюсь рядовым участником ансамбля или дирижером.

Постепенно, чтобы придать ансамблю ложкарей красивую тембровую окраску и колорит, стали применять художественный свист и игру на других народных музыкальных инструментах (трещотки, колокольчик, шумелки и др.).

Например: Русская народная песня «Тень, тень, потетень» (1 часть - ложки, 2 часть - народный инструмент, подходящий колориту героя.

.- А также инструменты - самоделки: шумелки, звенелки, маракасы.

Дети очень любят играть на таких инструментах. Во -первых: они необычны, во - вторых: они изготавливают сами в детском саду или дома с помощью родителей, в - третьих: дети приносят атрибуты для изготовления таких инструментов.

Инструменты - самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. Мы сочиняем музыкальные сказки. Например: «Весенний лес» или озвучиваем стихи и песенки.

IV этап

Игра на трех ложках используя такие приемы:

1. Лягушка.

2. Форшлаги, (скользящие удары по двум ложкам третьей).

3. Тремоло, (частые удары ложкой правой руки, между двумя ложками левой).

Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческую инициативу. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.

Публикации по теме:

Фото альбом В рамках недели "Книжкины именины" в нашей группе был реализован творческий проект "Сорока - Белобока", участниками проекта были дети и.

Статья. «Адаптация детей раннего возраста с помощью музыкальной деятельности».Статья. «Адаптация детей раннего возраста с помощью музыкальной деятельности». МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Дети раннего возраста очень восприимчивы к музыкальным произведениям. Малыши с удовольствием.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Семинар «Развитие музыкальных способностей у детей. Формы работы с одаренными детьми»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 21:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный домик-коробка своими руками
Какая девочка в детстве не мечтает о маленьком домике для своих кукол? Был такой домик в детстве и у меня. Вернее даже не домик, а набор мебели от ПО...
Методическая разработка «Адыгейские национальные игры»
Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить действовать...
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...