Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)

Татьяна Козырева
Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А. А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С. Л. Рубинштейн, Г. Г. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку.

Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета.

Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Рассмотрим и сопоставим характерные черты, свойственные повествованию и описанию, различающие эти рассказы. (Данное сравнение сделано таблицей в два столбика "Повествовательный рассказ" и "Описательный рассказ", но здесь ее невозможно вставить, поэтому проведите параллель между буквами самостоятельно).

Повествовательный рассказ

а) имеет сюжет и фабулу;

б) передает события в определенной временной последовательности

в) примерная структура рассказа:

начало (экспозиция) – знакомство с героями, обстановкой;

завязка – с чего начинается повествование, события, где и когда происходят события рассказа;

развитие действия – изложение последовательности событий, эпизодов…;

кульминация – момент наивысшего напряжения;

окончание – развязка, итог повествования;

г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

- О ком этот рассказ?

- Когда происходит действие в рассказе?

- Где оно происходит?

- Что делают герои (что с ними происходит?

- Отношение к происходящим событиям (действиям);

д) речь менее эмоциональная, более простая, с преобладанием существительных и глаголов;

е) более легкий, как для восприятия, так и для составления, чем описательный рассказ.

Описательный рассказ

а) не имеет сюжета и фабулы;

б) отсутствие временной последовательности – отношения одновременности;

в) примерная структура рассказа:

название предмета или явления, описываемого в рассказе;

характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

какую приносит пользу;

отношение к данному предмету или явлению;

г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

- Кто это или что это?

- Характерные признаки предмета или явления.

- Внешний вид (форма, цвет, размер, материал).

- Назначение (где используется, какую приносит пользу).

- Отношение к описываемому;

д) речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);

е) значительно труднее для составления, чем повествовательный.

Требования к картине

• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

• Реалистичное изображение.

• Картина должна быть высокохудожественной.

• Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине

• Составление описательного рассказа по предметной картине.

• Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

• Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

• Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

• Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

• Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требования к рассказам детей:

• точная передача сюжета;

• самостоятельность;

• образность;

• целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);

• наличие связей предложений и частей рассказа;

• выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;

• фонетическая четкость каждой фразы.

На этом первое занятие семинара заканчивается.

На втором занятии мы рассмотрим подробно как проводить обучение рассказыванию по картинам в разных возрастных группах.

Литература:

1. И. Л. Саво. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи/ Дошкольная педагогика - №6, 2009. – с. 14 – 16.

2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – с. 48.

3. В. П. Глухов. Методика формирования связной речи детей длшкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : МГОПУ, 1995. – с. 126.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных навыков связного говорения (из опыта работы) В своей работе активно использую методику в. К. Воробьёвой. Обучение рассказыванию предполагает понимание сказанного, развитие умения отвечать.

Тема по самообразованию «Развитие связной речи через обучению рассказыванию» Тема: Развитие связной речи через обучению рассказыванию. Цель: -Свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)
Опубликовано: 24 октября 2013 в 18:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Подготовка диких животных к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...