Лучший педагог года

Семинар по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Клавдия Баранова
Семинар по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

(можно считать как семинар-рыба)

Семинар : «Экологическая культура человека зарождается в детстве»

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, через развитие интереса воспитателей к образовательному процессу.

Задачи:

1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию.

Публикация «Семинар по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Обсуждение опыта работы в экологическом воспитании детей.

3. Предложение и обсуждение новых идей для улучшения образовательного процесса в экологическом воспитании детей.

Предварительная подготовка:

Методист - организация семинара и освещение ключевых моментов в экологическом воспитании;

Старший воспитатель - изучение образовательной области «Познавательное развитие»;

Первый воспитатель – доклад экологическом воспитании (цели и задачи);

Второй воспитатель – доклад о методах и средствах экологического воспитания.

Ход семинара:

1) Сообщение одного из воспитателей о целях и задачах экологического воспитания.

-Принято понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка :

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Прогулка на природе

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

2) Сообщение второго воспитателя о методах, приемах и средствах экологического воспитания.

- Исходным звеном образования и воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Для достижения результата в успешном экологическом развитии детей обязательным считают правильную организацию предметно - пространственной среды. Экологическая среда в детском саду — прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.

А именно, для формирования представлений о живой природе, детям дошкольного возраста необходимо обеспечить доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям за комнатными растениями, на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде и проведению опытов и экспериментов.

Для формирования этих элементарных знаний и представлений о живой природе рекомендуется знакомить детей в процессе совместной деятельности, занятий, наблюдений, опытнической деятельности, игр, чтения художественной литературы.

Специфической чертой методики формирования представлений о живой природе являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание мира живой природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

3) Сообщение старшего воспитателя о том, что уже используется для формирования основных экологических представлений у детей в ходе реализации конкретной программы (из опыта работы по программе).

-Основным методом экологического воспитания дошкольников, в ходе реализации программы «От рождения до школы», используется метод наблюдения: за комнатными растениями, за животными в живом уголке. Так же воспитатели детского сада активно проводят с детьми сезонные наблюдения за природой, деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, животными, за птицами, за сезонными изменениями живой природы. Проведение наблюдений проводиться в соответствии с учебно- методическим пособием к данной программе «Ознакомление с природой в детском саду». Так же в ходе совместной деятельности дети учатся помогать в уходе за растениями в помещении и на участке; осуществляют посильную помощь в уходе за аквариумными рыбками. Проводится опытническая деятельность, например, в марте месяце организуется «Огород на окошке». Используется метод моделирования и является действенным в формировании представлений о природе, например,календари наблюдений за прорастаним редиса.

Для зкрепления полученных знаний о природе используются различные виды детской деятельности: рисование, апликации, лепка, чтение книг о природе, пение, так же заучивание стихов,закличекек др.

4) Подведение итогов методистом по, заранее проведенным, диагностикам на тему экологического воспитания.

-Перед проведением данного семинара проводилась некоторая подготовка, была проведена диагностика детей в каждой группе детского сада на тему экологического воспитания. Выявлены некоторые закономерности в результатах текущего экологического воспитания и образования :

1) Младшие дошкольники в конце учебного года имеют достаточный уровень основных представлений о животных и растениях, достаточное представление об уходе, но при этом существует недостаточный уровень знаний о взаимосвязи растений и животных с окружающей средой.

2) Дети среднего дошкольного возраста имеют достаточный уровень представлений о живой природе и взаимосвязи с окружающей средой, но стоит обратить внимание на освоение элементарных норм поведения по отношению к природе.

3) У детей старших и подготовительных групп выявлен достаточный уровень представлений о живой природе и взаимосвязи с окружающей средой. Так же как и в средней группе стоит обратить внимание на освоение элементарных норм поведения по отношению к природе и формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

5) Общее обсуждение: выявление проблемных моментов и их корректировка при помощи новых идей и методов экологического воспитания.

6) Подведение итогов семинара методистом :

-В заключение семинара, из общего обсуждения решено включить в дошкольный образовательный процесс ряд методов экологического воспитания из парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». А именно, необходимо включить в образовательный процесс цикличные наблюдения за объектами живой природы; также стоит обратить внимание на детальное и более глубокое формирование представлений о природе в программе «Юный эколог»; для закрепления знаний и расширения представлений детей о растениях необходимо проводить беседы в ходе циклических наблюдений о жизни растений в разное время года, о правильном уходе и о правильном отношении со стороны людей; также чаще использовать тематические дидактические игры. Кроме того, необходимо прибегнуть к использованию пособия С. Н. Николаевой «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома», с целью приобщения родитей воспитанников к экологическому воспитанию детей дома при помощи, различных телепередач о природе, видеоматериалов и на своих дачных участках, во время работы на огороде со взрослыми. Кроме того, улучшать, расширять все имеющиеся экологические пространства и осуществлять активную совместную деятельность по уходу за растениями и питомцами.

Заключительное выступление методиста:

дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Формирование знаний о растениях в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде. Таким образом, с помощью приобщения детей к живой природе, уже с младшего дошкольного возраста, может вырасти новое поколение детей с осознанно - правильным отношением к природе, в котором так нуждается, на сегодняшний день, весь окружающий мир.

Используемая литература:

1. Николаева С. Н., Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе д. сада 3-4года. -М. ,2016. -1112с.

2. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог»,- М. ,Мозаика- синтез, 2010.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста, – М., 3-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия»2005.

4. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2010–2012.

5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. — М. : Мозаика- Синтез, 2006.

6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе д. сада. -М., 2010.- 48с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар для педагогов «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»Семинар для педагогов «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать.

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЕМИНАР «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» План семинара: 1. Вступительное слово. Актуальность темы семинара.

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления.

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность.

Семинар-практикум «Использование развивающей среды по ФЭМП у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование развивающей среды по ФЭМП у детей дошкольного возраста» Цель: Мотивировать педагогов к обновлению содержанию предметно – развивающей среды в группах, повышать профессиональное мастерство педагогов.

Семинар-практикум «Музыкальная игра-средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» Слайд №3. Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2016 в 00:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД