Лучший педагог года

Семинар — практикум «Использование мнемотехники в развитии детей» для родителей старшей группы

Вера Богданова
Семинар — практикум «Использование мнемотехники в развитии детей» для родителей старшей группы

Цель: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи:

1. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении рассказов, разучивании песен с детьми и т. д.

2. Вовлечь родителей в процесс составления мнемотаблиц;

Публикация «Семинар — практикум „Использование мнемотехники в развитии детей“ для родителей старшей группы» размещена в разделах

3. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях.

1 слайд

Уважаемые родители! Наше собрание сегодня посвящено вопросам использования приемов мнемотехники в работе с детьми. До собрания мы вам предложили анкеты, в которых вы ответили на некоторые вопросы по МНЕМОТЕХНИКЕ. Только 3 из вас, уважаемые родители, знают о мнемотехнике и мнемотаблицах.

Итак, что такое мнемотехника!

2 слайд

Мнемотехника – это техника запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский в 6 веке до н. э.

Это направление в развитии детей стало широко использоваться и я на протяжении уже нескольких лет тоже пользуюсь этой методикой. Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Благодаря использованию уникальных таблиц решаются следующие задачи:

- развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

- развитие логического мышления;

- становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

- учить детей правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

- повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

- формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

3 слайд

Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», доказали великие педагоги. Недаром одно из правил развития и укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики»

Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Особенность методики в том, что для запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например: для обозначения диких (лесных) животных изображается елка, а для обозначения домашних – дом.

Как выглядит мнемотаблица? Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Лист бумаги разделяется на квадраты и зарисовываются характерные признаки к стихотворению, сказке, загадке, тексту, пересказу, заучиванию. В мнемотаблице частично изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия и др. путем выделения главного сюжета рассказа. Главное – чтобы нарисованное было понятно детям. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка, текст зарисовывается схематически. После чтения и рассматривания изображений ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Мнемотаблицы есть готовые, а также их можно зарисовать самим.

Известно, что дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Использование метода мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают соответствующую информацию.

4 слайд

Анализируя новый материал и графически его обозначая, дети учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать изображение. У них повышается чувство заинтересованности, совершенствуются процессы развития памяти, внимания, мышления.

Использование мнемотаблиц, способствуют систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека, элементарных математических понятиях, явлениях социальной действительности, а также расширяют кругозор ребёнка.

Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.

5 слайд

Мнемотехникой начинаем заниматься с младшего возраста с использования алгоритмов – мнемодорожек. Мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема правильного порядка мытья рук, схема одевания на прогулку. 6 слайд

Затем переходим к использованию мнемодорожек по временам года. 7 слайд

По ним дети знакомятся с временами года. Использование условных обозначений облегчает детям составление рассказа о них. Это таблица, состоящая из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Позже переходим к мнемотаблицам по знакомым детям сказкам. 8 слайд

Целесообразно младшим детям предлагать цветные мнемотаблицы, а старшим – одноцветные.

Угадайте, к каким сказкам мнемотаблицы для детей младшей группы.

слайд 8-13

В средней группе увеличивается объем информации

Мнемотаблицы используем :

- при заучивании стихов слайд 14. Некоторые дети с трудом заучивают стихи. Этот метод особенно эффективен для таких ребят. Зрительный же образ при просмотре рисунков позволяет значительно быстрее запомнить текст. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми.

- при составлении рассказов о временах года слайд 15. Мнемотаблица помогает составить связный и последовательный рассказ.

- при составлении рассказов, пересказов. Например: о животных слайд 16. Угадайте, о каком животном рассказ – о волке.

- при описании игрушек, мебели, посуды, насекомых… Диапазон тем довольно широкий слайд 17. Здесь наглядная схема выступает в качестве плана рассказа. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

- при проговаривании скороговорок слайд 18.

- при отгадывании загадок слайд 19. Загадка в мнемотаблице помогает лучше осмысливать содержание загадки. Дети начинают понимать, что слово может употребляться в переносном смысле.

- при обучении математике слайд 20

- при обучении рассказам о себе слайд 21. Попробуйте и вы, папы, рассказать о себе по этой таблице. А теперь мамы расскажут о себе слайд 22.

- при проведении опытов слайд 23. Здесь зарисовывается план действий.

- при разучивании песен слайд 24. Отгадайте песню (падают, падают листья)

- при обучении грамоте при составлении предложений слайд 25. Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

Я вам предлагаю попробовать составить мнемотаблицы и выполнить следующие задания слайд 26.

Первое задание – составьте мнемотаблицы по загадке :

Первая группа - СИДИТ ДЕВИЦА В ТЕМНИЦЕ А КОСА НА УЛИЦЕ

Вторая группа - Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Просмотр полученных работ слайд 27.

Второе задание чуть посложнее – составьте мнемотаблицы по стихотворению слайд 28.

«Кораблик», А. Барто «Мячик».

1. Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке,

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня: Прокати, капитан!

2. Наша Таня громко плачет…

Согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ слайд 29, 30.

А теперь потренируемся в составлении мнемотаблицы к сказкам. Первая группа составляет мнемотаблицу по выбору к сказке «Красная шапочка», «Три поросенка», «Лиса и волк», а вторая - «Снегурочка», «Три медведя», «Гуси – лебеди» слайд 31.

Дома тоже рекомендую использовать мнемотаблицы слайд 32. Если ваш ребенок испытывает трудности при составлении рассказов, при пересказах, при заучивании стихов – попробуйте применить метод мнемотехники – и вы увидите результат. Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечивает развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей С помощью мнемотехники ставлю следующие задачи: • Развивать связную и диалогическую речь. • Развивать у детей умение с помощью графической.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста В дошкольном детстве ребнку приходится разрешать вс более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования.

Семинар — практикум для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми» Семинар – практикум для родителей Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми» МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Подготовила воспитатель МКДОУ д/с №16 "Светлячок" г. Чкаловск Нижегородской области Жукова Мария Юрьевна «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Практикум для родителей «Использование мнемосхем в развитии речи детей (подготовительная группа») Практикум для родителей (подготовительная группа) Тема "Использование мнемосхем в развитии речи детей" Цель: ознакомление родителей c приёмами.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников» Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников». Подготовила: учитель-дефектолог.

Семинар-практикум для родителей «Использование обычных предметов для развития творческих способностей детей» Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить семинар, рассаживаются. Уважаемые родители! Нашу работу.

Семинар-практикум для родителей «Развитие творчества у детей средней группы» Семинар-практикум для родителей по теме "Развитие творчества у детей средней группы" Цель мероприятия: привлечение родителей к активным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Использование мнемотехники в развитии детей» для родителей старшей группы
Опубликовано: 24 октября 2019 в 19:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД