Семинар-практикум для родителей «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников»

Наталья Павлова
Семинар-практикум для родителей «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников»

ЦЕЛЬ: показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей, повышение роли семьи в становлении осознанно-правильного отношения к природе.

ЗАДАЧИ:

1. Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.

2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

3. Повысить уровень родительской компетентности в вопросе проведения нравственно- экологических бесед с детьми.

4. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогами.

5. Укреплять детско-родительские отношения.

6. Снять психоэмоциональное напряжение, развивать умение выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

УЧАСТНИКИ: родители, воспитатели, психолог.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: группа детского сада.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

ТСО; аудиозапись «Звуки природы»; видеозапись мультфильма «Мальчик и лягушонок»; иллюстрации среды обитания лягушек, к поэме Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»; книги детских писателей о природе; детские рисунки.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Анкетирование родителей.

2. Совместно с детьми приготовить приглашения для родителей в виде открыток, поделку из природного материала в подарок.

3. Оформить выставку детских рисунков «Мы друзья природы».

4. Подготовить выставку произведений детских писателей о природе «Любить, ценить и уважать».

5. Изготовить папку-раскладушку «Природа и нравственное воспитание».

6. Подготовить материал: для проведения педагогического всеобуча, этической беседы, литературное и музыкальное сопровождение.

ПЛАН СЕМИНАРА:

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Вступительное слово.

2. Приветствие.

3. Упражнение «Цветок добра».

4. Беседа с родителями.

5. Педагогический всеобуч «Этические беседы с детьми».

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Беседа «Жалеть нужно уметь».

2. Анализ беседы.

3. Решение педагогической ситуации.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Релаксация «Порхание бабочки».

2. Рефлексия – прием «Слово дня».

3. Вручение родителям подарков из природного материала, изготовленных детьми.

Ход СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:

В целях создания положительного эмоционального настроя на тематику семинара, включаем спокойную музыку, отображающую звуки природы. Родители знакомятся с выставками: детских рисунков, книг детских писателей о природе.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Вступительное слово.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас сегодня у нас в гостях. Тема нашего сегодняшнего семинара - «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников». Эта тема действительно заслуживает внимания. Я очень надеюсь, что все, что вы сегодня услышите, пригодится вам в воспитании ваших детей.

Для начала, разрешите представить вам психолога нашего детского сада Сизову Марию Николаевну и предоставить ей слово.

2. Приветствие.

Психолог: Прежде, чем мы начнем нашу работу, давайте немного расслабимся, отдохнем после долгого трудового дня. Предлагаю нам всем вместе поздороваться с окружающей нас природой.

«Приветствие»

Цель: развивать внимание, воспитывать доброжелательные отношения между взрослыми, настроить родителей на предстоящую деятельность.

Здравствуй, солнце золотое, (поднимаем руки вверх)

Здравствуй, небо голубое, (руками над головой описать круг)

Здравствуй, вольный ветерок, (поднять руки вверх и покачаться из стороны в сторону)

Здравствуй, крепенький дубок. (взяться за руки)

Мы живем в родном краю (взявшись за руки, помахать вперед – назад)

Всех я Вас приветствую.

3. Упражнение «Цветок добра»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, развивать умение выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

Психолог: Представьте, что у вас в руках находиться волшебный цветок добра. Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает Вас, Ваше тело, Ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в Вас, согревают Вам сердце. У Вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю Вам, чтобы Вы целый вечер чувствовали, как помог Вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу.

4. Беседа с родителями.

Воспитатель: В начале предлагаю вам вопросы для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. Итак:

- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

-Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?

- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

-Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

-Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготовлять корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?

- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

5. Педагогический всеобуч «Этические беседы с детьми»:

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Словацкий поэт и мыслитель Павол Орсаг-Гвездослав.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка, ловят бабочек, растаптывают жучков и пр.).

И во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры (это знания, практические навыки, эстетические переживания: эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей: сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительго по пояс, цветы поднимают свои венчики прямо к его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо и груды мусора из контейнеров нависают прямо над головой.

Подрастая, дети узнают, что природа чувствует боль и ласку, по-своему радуется и огорчается, чего-то хочет и чего-то боится. Она живет. А всякая жизнь требует внимания и уважения.

А мы её часто не бережём. Весной мы собираем большие букеты голубых перелесок, которые вянут прежде, чем мы довезём их до дома. Мы ломаем целые веники вербы, огромные охапки черёмухи. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Прививать экологическую культуру необходимо по двум причинам:

во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;

во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно.

В дошкольном возрасте необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо», затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину обсуждаемых ситуаций, другие медленнее. Это естественно. Важно, чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах.

Беседа сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, направленными на формирование нравственного сознания и поведения. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку и т. п. Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений.

Кроме того, рисунки можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило.

В этической беседе выделяют три части:

начало, основную часть, окончание.

Начало беседы.

В начале беседы важно вызвать у детей интерес к обсуждению поставленного вопроса. Начать беседу можно по-разному: с художественного произведения, подлинного события, рассказа воспитателя или ребенка, рассматривания картинки, началом беседы может служить также воспроизведение материала предшествующих бесед, содержание которых позволит познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения.

Основная часть беседы.

В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. Основная часть направлена на то, чтобы раскрыть конкретное содержание той или иной нормы, обсуждение поступков, фактов, вызвать к ней определённое эмоциональное отношение.

Детям последовательно задаются вопросы, которые направляют их активность. В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка, воспитатель разъясняет нормы поведения, вызывает желание следовать им. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки.

Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. Интерес детей к обсуждаемому во многом зависит от умения взрослого выразительно прочитать текст, рассказать, внимания к высказываниям дошкольников. Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки.

Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте.

Конец беседы.

Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). этическая беседа может завершаться по-разному, однако в конце её нужно подвести итоги и сформулировать нравственную позицию, которой должны следовать дети. Эта нравственная позиция может быть выражена в форме общего вывода из беседы или в форме правила поведения, или в форме примера, которому должны подражать дети.

Можно закончить беседу формулировкой правил поведения: «Давайте введём правила и будем выполнять их».

Беседа может завершиться и чтением художественного произведения, в котором даётся яркий пример нравственного поведения. Например, «Сегодня мы прочитаем ещё раз знакомое вам произведение «Вовка-добрая душа» и поучимся у Вовы быть добрыми, заботливыми, чуткими.

Этическую беседу можно закончить и установлением связи её содержания с последующей деятельностью детей. Например, в конце беседы о чутком, доброжелательном отношении к растениям, воспитатель говорит «Вот вы сейчас правильно говорили как надо относиться к природе. Но надо не только уметь говорить. Но и поступать правильно. Сейчас мы пойдём на прогулку, посмотрим, не обидел ли кто наши деревья, и и научимся им помогать».

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, о мотиве поступка.

Также дошкольники овладевают следующими умениями:

•умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

•умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

•правильно используют нравственные понятия (заботливый, отзывчивый, добрый, внимательный и др.) и их противоположности;

•могут правильно выбрать слово, наиболее точно характеризующее поступок героя;

•при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

•могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Уважаемые родители, а сейчас я порошу вас побыть немного в роли детей старшего дошкольного возраста и помочь мне в беседе.

1. Беседа «Жалеть нужно уметь» (краткое содержание).

Цель: способствовать развитию умения отличать истинную жалость от ложной; расширять знания о правилах поведения в природе; пробудить чувство сострадания к обитателям природы, попавшим в беду.

Материал: видеозапись мультфильма «Мальчик и лягушонок», иллюстрации: среды обитания лягушек, к поэме Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Ход:

1. Просмотр м/ф «Мальчик и лягушонок».

2. Обсуждение вопросов, позволяющих понять мотивы поступка мальчика, чувства, которые он испытывал при этом; оценка поступка героя, выяснение, как бы поступили они в этой ситуации.

3. Рассказ воспитателя о среде обитания лягушек (с показом иллюстраций).

4. Чтение отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

5. Обсуждение вопросов, почему дед Мазай помог зайцам, добрый ли он человек; сравнение поступков Жалейкина и деда Мазая.

6. Сделать вывод из беседы: «Жалеть – значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а помогать, подкармливать, оказывать помощь раненым, покалеченным и попавшим в беду животным».

7. Игра на закрепление правил поведения в природе «Да – нет!».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? –.

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? -.

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? -.

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? -.

Если разведу костёр, а тушить не буду? -.

Если сильно насорю и убрать забуду? -.

Если мусор уберу, банку закопаю? -.

Я люблю свою природу, я ей помогаю! -.

2. Анализ беседы.

3. Решение педагогической ситуации.

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

- Чем можно объяснить такую жестокость детей?

- Каковы методы и приемы воспитания бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Релаксация «Порхание бабочки».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, психического и физического утомления.

Психолог: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из Вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как Ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Родители поочередно рассказывают о своих ощущениях.

2. Рефлексия - прием «Слово дня» (родителям предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному семинару-практикуму).

Воспитатель: Наш семинар подошел к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждении такой актуальной темы. Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного узнали сегодня? Высказывания родителей.

3. Вручение подарков от детей.

Публикации по теме:

Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников .

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет» 1.«Животные – наши друзья». Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Ход беседы: Педагог.

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Значение кукол в нравственном воспитании дошкольников» Значение кукол в нравственном воспитании дошкольников. Кукла – символический партнер для игры, объект эмоционального общения. В играх с.

Программа духовно-нравственного развития «Что такое хорошо и что такое плохо». Этические беседы для дошкольников Аннотация 1. Научно-практическая новизна и обоснованность (научные, методологические и методические основания программы) – при определении.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная.

Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы в воспитании ЗОЖ у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы в воспитании ЗОЖ у дошкольников» .

Семинар-практикум «Компьютерные технологии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников. Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Экология
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 20:03
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инновационные технологии на логопедических занятиях-часть 3
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В настоящее время...
Продолжение темы «Нетрадиционные методы воздействия в логопедическойработе-Су-джок...
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей 4–5 лет «Посылка из Простоквашино»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей 4 – 5 лет «Посылка из Простоквашино». Программное...
Сценарий досуга для родителей и детей группы раннего возраста с 1,5 до 2 лет «С Днём...
Цель: познакомить детей с праздником «День города». Задачи: 1. Формировать интерес к празднованию дня города; 2. Воспитывать чувство любови к родному...
Проект «Береги природу»
Проект «Береги природу» Проект «Береги природу» подготовительная группа Разработали воспитатели первой квалификационной категории Камшилова А. С. Машкова...