Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Говорим правильно — нам подражают дети»

Елена Пашинина
Семинар-практикум для воспитателей «Говорим правильно — нам подражают дети»

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ.

-Понятие «культура речи»

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Говорим правильно — нам подражают дети“» размещена в разделах

- Практикум «Проверьте свою грамотность»

- Рефлексия

Часть I. Теоретическая

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ:

• Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

• Неуместное использование звукоподражательных слов;

• Ошибки в речи: «ложить» вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «придумай» слово вместо «назови и припомни», «позвОним» вместо «позвонИм» и др.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Предлагаю собрать «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» и вспомнить определения семи компонентов речи. Воспитатели берут по одному лепестку, читают текст и определяют, о каком компоненте речи идёт речь. Семь лепестков - семь компонентов речи! Запомнить легко!

Например: 1.…. соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.

1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5. Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6. Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи

7. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность. Переходим ко второй части нашего семинара. Жюри не будет, вы будете сами оценивать ответы друг друга.

Часть II. Практическая часть

Задание № 1. «Не зевай- на вопросы очень быстро отвечай!»

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

• Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).

• Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).

• Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

• Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).

• Когда мы говорим, мы произносим что?. (звуки)

Задание № 2. «Родственные (однокоренные) слова».

На экране 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и лед.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова (по подгруппам)

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Задание № 3. «Исправьте ошибки в пословицах».

Задание: Найти ошибку и исправить. (достают задания из корзинки по очереди)

• После драки много хромых (Храбрых).

• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

• Пришел, увидел, купил (Победил).

• У каждого своя голова на шее (Плечах).

• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

• Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

• На всякий урок (час) ума не напасешься.

• Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

• Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

Игровое упражнение «Современная реклама»

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

Задания на экране, ответ-картинка

• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).

• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди).

Задание № 4. «Скажи по-другому» (подбор синонимов) с мячом

1. Большой – крупный, огромный, взрослый;

2. Хмурый – угрюмый, насупившийся, злой, надутый, ненастный, сердитый, сумрачный;

3. Веселый – радостный;

4. Трусливый – боязливый, робкий;

5. Старый – пожилой, древний;

6. Разговаривать – болтать;

7. Идти - ходить, двигаться, перемещаться, шагать.

8. Жара – зной.

1. Бежать – быстро двигаться, спешить;

2. Смеяться – хохотать;

3. Плакать – реветь, рыдать,

4. Умный - смышленый,

5. Красивый – прекрасный,

6. Скакать – прыгать,

7. Храбрый – смелый,

8. Начальник – директор.

Задание № 5 «Как сказать правильно?»

Ложи или клади?

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» только с приставками.

Еду ни лОжить, ни ложИть,

Да и накласть нельзя.

А можно класть и положить

– Запомните, друзья!

Беги или бежи, ляг или ляж, езжай или поезжай?

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов «бежать», «лежать», «ехать» ПРАВИЛЬНО.

БЕГИ – БЕГИТЕ

ЛЯГ – ЛЯГТЕ

ПОЕЗЖАЙ – ПРИЕЗЖАЙ – ЗАЕЗЖАЙ

Хочешь ЕХАТЬ? ПОЕЗЖАЙ!

Но не едь и не езжай.

ЗАЕЗЖАЙ и ПРИЕЗЖАЙ!

Ехай — не употребляй!

Одевать и надевать?

Любезный друг, не надо забывать,

Что «одевать» не значит «надевать»;

Не надо путать эти выражения,

У каждого из них свое значение!

Одеть можно кого-то, а надеть что-то!

Одевают Надежду Надевают одежду

Задание «Если есть ошибка, исправьте»

На улице шёл дождь, поэтому Оля одела плащ.

Маша одела на куклу платье.

Задание№ 6 «Прочитайте, расставив правильно ударения в словах»

ДоговОр, жалюзИ, квартАл, каталОг, опЕка, бАнты, свЁкла, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, кУхонный, оптОвый, щЁлкать, вручИт.

ТУфля, крАны, цемЕнт, сирОты, досУг, увЕдомить, уведомлЕние, звонИт, новорождЁнный, тОрты, обеспЕчение, чЕрпать, сортировАтъ, знАчимый.

Рефлексия.

Вот мы с вами потренировались, вспомнили некоторые правила русского языка.

Да мы все иногда ошибаемся! Главной задачей является — исправление данных ошибок! Постоянно работать над своей речью и совершенствовать ее!

Литература:

Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

Д. Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Говорим правильно — нам подражают дети»
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 11:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД