Семинар-практикум для воспитателей: «Преодоление страха как специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников»

Ирина Федорова
Семинар-практикум для воспитателей: «Преодоление страха как специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников»

Познавая мир, ребенок довольно часто встречается с различными страхами. Не имея достаточного опыта и знаний о том, как справиться с этими чувствами, дошкольник замыкается, а его страхи растут как снежный ком. Вот почему перед взрослым стоит задача научить ребенка основным способам преодоления негативных эмоций, пробудить желание и готовность противостоять страху именно в тех ситуациях, когда это оправданно.

Составляющие стресоустойчивости: самопринятие и оптимизм, являются неспецифическими в том смысле, что их наличие у ребенка не только позволяет ему легче преодолевать либо не замечать стресс, но в целом делает жизнь дошкольника более счастливой и эффективной. К специфическим составляющим стрессоустойчивости относится овладение стратегиями преодоления негативных эмоций и чувств - страха (беспокойства, злости (гнева, страдания (боли, стыда. Так как чувство страха наиболее часто сопровождает стрессовую ситуацию, остановимся более подробно на проблеме овладения ребенком стратегией его преодоления. Осваивая стратегию поведения в ситуации страха эффективнее на собственном примере, т. е. ребенок должен пережить полученный им конкретный опыт, испытать мысли и чувства, которые его посетили, когда он переживал страх. Задача взрослого - подать верный пример поведения в стрессовой ситуации, что станет основой преодоления ребенком нынешних и будущих страхов.

Рассмотрим 4 элемента, составляющие стратегию преодоления страха.

Прежде всего дошкольник должен освоить следующие мысли, чувства и опыт поведения.

Во-первых, понимание того, что страх - обычное явление, а не постыдное или свойственное только ему одному. Важно донести до ребенка мысль, что многие люди испытывали или испытывают страх или беспокойство в каких-то ситуациях. Эта идея обеспечивает притупление чувства, «терпимости» к нему и, что особенно важно, ребенок готов поделиться своими страхами со взрослыми. Если он решается рассказать, чего боится, то нельзя его стыдить, смеяться над ним или ругать. Это может привести к тому, что впредь он будет держать свои чувства в себе. Взрослый должен ответить пониманием, спокойствием. Можно привести пример собственных подобных страхов, дать понять, что он не первый испытывает это чувство. На примере знакомого ребенка рассказать, как он боялся, а затем справился со страхом.

Во-вторых, следует донести до дошкольника понимание того, что о cвоем страхе можно и нужно сказать взрослому, которому доверяешь. Важно, чтобы ребенок не остался один на один со своим чувством: от этого оно только крепнет.

В-третьих, важно понимание дошкольником того, что нужно предпринимать различные действия, чтобы страх ослабел или его не стало совсем. Возможную программу взрослый и ребенок обсуждают и вырабатывают в процессе беседы. Например, чтобы перестать бояться засыпать в темноте, можно оставлять включенным ночник, смотреть в окно на звезды. Чтобы перестать бояться собак, следует понаблюдать с ребенком как собаки «сигнализируют» о своих намерениях, посмотреть фильмы с их участием и т. п.

Осознание и гордость за то, что уже есть опыт преодоления страха, даст ребенку силы справиться с этим чувством в следующий раз. Поэтому, когда взрослый видит, что дошкольник уже преодолел конкретный страх, целесообразно напомнить ему об этом. Попробовать вместе вспомнить, что было предпринято для того, чтобы побороть это чувство, как он перестал бояться, вместе подумать, что делать, если появился новый страх.

Этапы освоения стратегии поведения в ситуации страха.

Ребенок должен почувствовать, что сейчас и в будущем он сможет справиться со страхом. Технология работы по преодолению чувства страха строиться в 4 этапа.

Первый этап представляет занятие на основе литературного произведения, в котором герой получает опыт преодоления страха. Цель - показать дошкольникам, что страх - обычное явление, герои сказок также испытывали это чувство, но справились с ним. Занятие с детьми старшей группы рекомендуется проводить на основе русской народной сказки «Пых». Она поможет ребенку понять, что страх может быть результатом незнания чего-то. Для работы с детьми подготовительной группы лучше использовать сказку Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Она создает условия для того, чтобы ребенок понял, что это чувство может появиться, если кто-то другой расскажет о своем страхе, т. е. «передаст» его. В обоих случаях в завершении работы следует помочь детям придти к выводу, что если кто-то чего-то боится, то нужно сказать об этом взрослому, которому доверяешь. Такое занятие можно построить на основе совместного просмотра мультфильма «Медвежонок и тот, кто сидит в речке».

Второй этап в обеих возрастных группах - индивидуальная работа с детьми. Ее назначение - помочь ребенку осознать, что у него уже есть опыт преодоления личного страха. Занятие проводится в удобное время. Вначале ребенку можно напомнить, что в сказке «Пых» дедушка и бабушка испугались, потому что не знали, что ежик так разговаривает (аналогично и в сказке про Крошку Енота). Воспитанника просят рассказать, была ли у него похожая история, когда он чего-то боялся, но потом перестал, потому что узнал об этом больше. Можно нарисовать рисунок «Уже не страшно». Рисование «прошедшего страха» имеет психотерапевтическое значение: во-первых, нарисованный, он еще раз изживается; во-вторых, дошкольник осознает мысль, что был страх, но его не стало, потому что он что-то узнал или сделал.

Третий этап - групповая работа с детьми как отдельное занятие. Ее задача - обогащение личного опыта каждого ребенка опытом сверстников по преодолению страха. По существу, это определенная «профилактическая прививка»: узнав какие страхи преодолели сверстники и каким образом, дошкольник внутренне переживает их, и ему становится не так страшно. Занятие состоит из двух основных элементов - обсуждение в кругу и игры.

В процессе обсуждения педагог просит каждого ребенка по очереди показать всем свой рисунок и рассказать, чего он боялся, но затем перестал и почему, кому он рассказал о своем страхе, что узнал и что предпринял, чтобы избавиться от него. Рассказ эмоционально поддерживается. Рисунок каждого ребенка вывешивается на стенд «Уже не страшно.

В заключительной части обсуждения педагог обобщает, что у всех нас бывали случаи, когда мы чего-то боялись, а потом перестали, потому что узнали об этом больше. Если страшно, нужно обратиться к взрослому,- которому доверяешь, поговорить о том, что нужно сделать, чтобы перестать бояться.

В качестве игры может быть выбрана любая, связанная с часто встречающимися страхами детей. Например, игра «Управляемые тени» помогает преодолеть боязнь темноты. Она проводится в затемненном помещении с источником света. Взрослый при помощи рук показывает различные фигуры, проецирующие на стене, и спрашивает, на что они похожи. Дети так же могут принять участие в игре, по очереди «управляя» тенями на стене.

Четвертый этап - работа с текущим (актуальным) страхом ребенка. Обычно для большинства детей трех этапов достаточно, чтобы изжить страхи. Но если у некоторых из них они остаются, беспокоят, то необходимо обратиться к психологу и вместе с ним составить индивидуальную программу действий.

В заключение отметим, что для успешного овладения ребенком стратегией преодоления страха требуется создать благоприятные условия. В первую очередь важна общая благожелательность отношений между взрослыми и ребенком. Она позволяет сохранить позитивное эмоциональное состояние в ситуации угрозы, раскрепощает, дошкольник не боится открыться, рассказать о своих страхах и не опасается отвержения со стороны.

В свою очередь, взрослые должны стараться по возможности минимизировать страхи, не использовать устрашнение как инструмент воспитания, не передавать свои страхи детям, что сличается довольно часто и обычно неосознанно.

При соблюдении данных условий ребенок быстрее и эффективнее усвоит стратегию преодоления страха, научится противостоять негативным эмоциям.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей: «Преодоление страха как специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников»
Опубликовано: 19 декабря 2012 в 21:35
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
«Северная Зимушка с Новым годиком на руках».  Новогодняя игрушка для ёлочки
Хочу с вами поделится новогодним настроением: сделала новую куколку ( это моё хобби) "Северная Зимушка с Новым годиком на руках" . "Я надену кукле фартук,...
Всех лучше и краше любимые мамочки наши!
Конечно, и мы не могли обойти вниманием такой замечательный праздник, как День Матери в России. В этом году в нашем саду была организована выставка...
Сценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей...
Сценарий развлечения, как итог познавательно-речевого проекта "Книги нашей группы" «Путешествие в Книжное царство, волшебное государство» Цель:...
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...