Лучший педагог года

Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»

Альбина Шихова
Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»

Семинар-практикум «Использование приёма ТРИЗ

«Ожившие предметы»»

ТРИЗ –краткая историческая справка

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Публикация «Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ „Ожившие предметы“» размещена в разделах

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.

2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.

3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.

4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.

5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Основные методы ТРИЗ

Основными из них можно назвать следующие.

• Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

• "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.

• Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

• Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

• Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).

Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Ожившие предметы

Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

Развивающая: развивать образное, логическое мышление, творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Образовательная: формировать умение работать над замыслом, закрепить умение рисовать изображаемый предмет, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, точность, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Как оживить предмет?

Нарисовать, дорисовать,

Приклеить части к рисунку,

Сделать из чего-либо, доделать,

Самому войти в образ (превратится)

Как оживить предмет?

Оживить с помощью волшебного инструмента (волшебная палочка)

Пригласить волшебника

Самому стать волшебником (джином)

Прочитать магические заклинания

В младшем дошкольном возрасте

«Оживление» сначала проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети.

Здесь показывается прозрачный экран, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “ оживает”

Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина, развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру, что немаловажно в этом возрасте.

• Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.

- Волшебник Оживления коснулся ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т. д.

- Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас какая она?

• В средней группе рекомендуется усложнение игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.

- Что будет с игрушками (с одеждой, если их коснется Волшебник Оживления?

- Что случится с животными и растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?

• В старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

• В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

Прием оживления : дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок, снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в сказках и т. п.

Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица, Настенька (“Морозко”…

Продуктивная деятельность:

• Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу;

• Рисование (универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и спать, и т. д.);

• Конструирование “Я могу сделать только это…” (ребенок сам выбирает материал и тему, далее объясняется “Мы можем много всего сделать из данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”

• На основе этого приема происходит

• и закрепление сказок,

• и инсценирование,

• и драматизация,

• развиваются артистические способности,

• формируется речь,

• развиваются коммуникативные навыки и умения

• и конечно же творческие способности.

Кредо триз.

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта

Публикации по теме:

Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками. МБДОУ №107 г Чита. Воспитатель: Марченко Л. П. В данном саду я.

Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.

Семинар-практикум для педагогов «Валеология в ДОУ» Семинар – практикум для педагогов «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ» Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников,.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии» Подготовила воспитатель.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Педагогическая этика в ДОУ»Семинар-практикум «Педагогическая этика в ДОУ» Цель: создание условий для совершенствования знаний педагогов о профессиональной этике. Задачи: 1. Развитие коммуникативных навыков, сплочение.

Семинар-практикум «Правила и дисциплина» Семинар – практикум: «Правила и дисциплина» «Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным.

Семинар-практикум «Театр своими руками» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ТЕАТР СВОИМИ РУКАМИ» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование.

Семинар-практикум «Учимся экспериментировать» Семинар- практикум «Учимся экспериментировать». Цель: повышение педагогического мастерства родителей по проблеме детского экспериментирования.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»
Опубликовано: 22 июля 2019 в 17:37
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД