Лучший педагог года

Семинар-практикум «Как развивать, играя. Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Оксана Денисенко
Семинар-практикум «Как развивать, играя. Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (как развивать, играя)

В детстве игра является ведущей деятельностью, создающей наиболее

благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка. Игра имеет огромное преимущество по сравнению с другими видами деятельности в детском возрасте: она приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.

Публикация «Семинар-практикум „Как развивать, играя, Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В группах детского сада используются различные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, развивающие, строительно-конструктивные, подвижные, спортивные. Именно поэтому игровое пространство разделено на специализированные зоны деятельности. Это делается для того, чтобы воспитанники не мешали друг другу, находили место для игр по интересам. Для достижения этого требуется достаточное количество игрушек, ведь их недостаток тормозит игровую инициативу ребенка.

В большинстве случаев в группах много игровых уголков для девочек. Они могут себя полностью раскрыть в играх, перевоплощаясь из одной роли в другую (например, мама, продавец, парикмахер и т. д.). Мальчики не особо любят такие игровые зоны, поэтому их внимание устремлено на конструирование из кубиков, конструктора, который имеет различные способы крепления деталей. Также им симпатизирует речевой уголок, где дети собираются либо парами, либо небольшими группами, рассматривают иллюстрации в книгах и бурно что-то обсуждают, делясь своими впечатлениями.

Совместные игры мальчиков и девочек – тоже важная деталь. У них это получается очень интересно и весело. Например: девочка – парикмахер, а мальчик – клиент, пришедший к ней в салон; или мальчик – доктор, а девочка – пациентка. Примеров можно привести большое количество.

Первая задача, которая стоит перед воспитателем, и в реализации которой взрослый является направляющим – создание условий для возникновения и развития игр детей, обогащая их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру.

Вторую задачу можно сформулировать так: способствование обогащению содержания игр детей, развитие умения взаимодействовать с партнерами по совместном игре.

Роль взрослого при решении этих задач очень важна. Ведь нужно становиться ребенком и забывать, что ты – взрослый. Всегда надо помнить, что дети хотят хотя бы «понарошку» стать на время взрослым.

Допустим, игра «Дочки-матери».

Роль матери достается воспитаннице, а роль ребенка – воспитателю. Это получается смешно и очень весело. Хорошо, когда воспитатель вступает в игру именно в тот момент, когда ребенок уже увлекся ей.

Включаясь в игры ребенка, взрослый будет содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, что благотворно скажется на его играх.

Благодаря таким играм ребенок постепенно приобретает опыт поведения в разных ролях и будет все свободнее вступать в общение с другими детьми, налаживать с ними игровые отношения. И вместе с тем, он начнет понимать, что люди связаны между собой, они нужны друг другу для выполнения какой-либо части важного общественного дела.

Например, в таких играх, как «Больница», «Детский сад» и т. д. ребенок начинает понимать саму суть взаимоотношения людей, объединенных одной деятельностью – игрой.

Раскроем: врач в поликлинике расспрашивает мать больного о характере болезни, осматривает ребенка и дает указание медсестре о том, какие необходимо выписать лекарства. Медсестра выполняет все поручения. В данной ситуации врач – главный, а медсестра выполняет его поручения. Что касается больных и их родителей, то они с уважением относятся к врачу и медсестре, слушаются их советов и распоряжений. Ребенок выполняет эти игровые действия, реализуя взятую на себя роль. Своеобразие этих действий состоит в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». Данные особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка.

Для игры в группе используются разные виды игрового материала: куклы, зайки, медвежата и т. п. Они являются заменой людей, партнерами для игры. Очень важен правильный подбор игрушек, чтобы организовать игру по определенному задуманному сюжету. Специальный набор игрушек сам по себе как бы подсказывает ребенку, что ему предстоит выполнить в процессе игры и какая в ней суть.

На первых порах воспитатель направляет детей, помогает, подсказывает, но со временем дети начинают самостоятельно, с большим удовольствием фантазировать, придумывать сюжеты для своих игр. Как пример, детям младшего дошкольного возраста очень нравится игра «Паровозик», где стулья ставятся друг за другом, первый сидящий ребенок является машинистом, а все остальные – пассажирами.

В сюжетно-ролевой игре дети учатся ориентироваться в мире людей, их отношений, изображать быт общества.

Следующий вид игр: дидактические. Здесь развиваются восприятие цвета, формы, величины. Главной задачей таких игр является следующее: знакомство ребенка с образцами 6 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, 5 геометрическими формами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, отношениями предметов по величине (большой-средний-маленький) и научить пользоваться этими образцами.

Хорошими средствами для развития ориентировки ребенка как в отношениях предметов по величине, так и в их взаимном расположении в пространстве, являются традиционные дидактические игрушки – матрешки, пирамидки. С их помощью проводится обучение (например, прикладывать кольца пирамидки друг к другу и сравнивать их, выбирать самое большое их них и нанизывать на столбик, затем выбирать самое большое из оставшихся и так далее).

Дидактические игры кратковременны (10-20 минут) и важно, чтобы не снижалась умственная активность играющих, не пропадал интерес к поставленной задаче. Особенно это важно в коллективных играх. Именно поэтому воспитатель не допускает во время игр активной деятельности одного ребенка и бездействия остальных.

Важно отметить, что в игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к ребенку.

В дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и коллектива в целом.

Изобразительная деятельность и лепка – органическая часть всей воспитательно-образовательной работы с детьми. И чем богаче и интереснее жизнь в детском саду, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывают дети, тем больше у них накапливается впечатлений.

С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложения изобразить из пластилина какую-либо игру (играющих человечков, игрушки).

Воспитатели стараются, чтобы воспитание и развитие детей в игре проходило успешно, создавать соответствующие условия: играм отводится достаточное время, организуется удобная обстановка, подбираются игрушки, учитываются индивидуальные особенности детей, предоставляется возможность играть в разное время дня, не допускается сокращение игрового времени, своевременное изменение предметно-развивающей среды, что является важнейшим педагогическим условием развития и обогащения самостоятельной игры.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: для полноценного развития детей через игру важно создавать условия, этому способствующие, роль воспитателя на этапе начала игры является направляющей, играть дети дошкольного возраста должны много, развивая у себя интерес к данному виду деятельности, игры должны быть разнообразными, чтобы ребенок мог брать на себя разные роли, таким образом усваивать взаимоотношения в современном обществе.

Список использованных источников

1. Менджеринская Д. В. Воспитателю о детской игре.

2. Новосёлова С. Л., Реуцкая Н. А.  Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1997

3. От рождения до школы. Под ред. Вераксы Н. Е. 2014

Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. М. 2002

Публикации по теме:

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста средствами экологии ВведениеФормирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач нашего общества. Его истоки.

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь.

Консультация «Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №12 "Яблонька" комбинированного вида Консультация на тему:"Развитие.

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из значимых явлений детского развития. Игра является потребностью ребенка.

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности, то ему можно подсказать в стихотворной форме:.

Семинар-практикум для педагогов: «Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения» Деловая игра: «Путешествие за здоровьем» Цель: уточнить знания участников семинара по валеологическому воспитанию дошкольников. Ход игры:.

Семинар-практикум для родителей по сенсорному и математическому развитию «Играя, учимся» Семинар – практикум для родителей «Играя, учимся» Цель: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому.

Семинар-практикум для родителей «Развиваем — играя» Семинар-практикум для родителей «Развиваем - играя» 1. Приветствие. 2. Коммуникативная игра на сплочение «Поход». Я Ольга, я возьму с собой.

Семинар — практикум «Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста» Конспект семинара – практикума по теме: «Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня знаний и.

Семинар — практикум «Развиваем речь детей, играя» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников направленную на развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Как развивать, играя. Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 октября 2019 в 20:57
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД