МААМ-картинки

Семинар-практикум «Обучение грамоте в ДОУ»

Карагодина Виктория
Семинар-практикум «Обучение грамоте в ДОУ»

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

«Обучение грамоте в ДОУ»

Цель: уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте.

Задачи:

• активизировать знания педагогов о звуках и буквах;

• уточнить представления о гласных и согласных звуках;

• учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

• научить правильно делать звуко-буквенный анализ слова;

• научить правильному печатанию букв

ХОД СЕМИНАРА:

1) Упражнение «Давайте поздороваемся»

Публикация «Семинар-практикум „Обучение грамоте в ДОУ“» размещена в разделах

2) Сообщение темы семинара

3) «Мозговой штурм» (работа в команде)

- Предлагаю вам поделиться на команды. Определите, что включает в себя понятие «подготовка к обучению грамоте»

4) Сообщение «Подготовка к обучению грамоте по возрастам по программе «Детство»

5) Работа в команде: дайте характеристику звуку (буквы на карточках).

ПОКАЗ «ЗВУКОВИЧКОВ», «БУКВЕННОГО АЛЬБОМА»

РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ «ЗВУКИ И БУКВЫ»

6) Сообщение логопеда «Консультация по обучению грамоте»

7) Проведение звуко-буквенного анализа слов

: ЛИСА

ЕНОТ, ЮЛА, ЁЖИК – ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – РАБОТА В КОМАНДЕ

- ВЫВОД: есть «хитрые» буквы, которые дают два звука. НУЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ ДОШКОЛЬНИКУ? (детям дошкольного возраста сложно работать с йотированными звуками) ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА БЕЗ ЭТИХ ЗВУКОВ.

- Звуки на письме обозначаются буквами.

7) Печатание букв

– Звуки обозначаются буквами. Важно правильно показать детям, как печатать буквы. Мы знаем, что буквы бывают заглавные (большие) и строчные (маленькие). Просмотрев тетради, в которых дети печатают буквы, я отметила некоторые ошибки. Печатание букв на доске А а; Б б; Д д; Е е

ВЫВОД:

Предварительно провести работу по запоминанию буквы ПАМЯТКИ «Печатание букв» - разобрать по пунктам. Печатать буквы лучше в тетради с большими клетками (большая буква в две клетки, маленькая – в одну - выполняется показ некоторых букв)

8) Работа над предложением

- Какие приёмы работы над предложением вы используете? Как определяете количество слов в предложении? (ответы педагогов)

Вывод:Можно использовать полоски, фишки, пальцы рук.

9) Рефлексия

- Что интересного вы узнали сегодня? Что планируете использовать в своей дальнейшей работе?

Домашнее задание: ИЗГОТОВИТЬ БУКВЕННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ ИЛИ ДРУГОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Буквы и звуки»

Всего в русском алфавите - 33 буквы. Все буквы имеют своё определённое название:

Все буквы при письме обозначают звуки. Но есть исключения: буквы Е Ё Ю Я в определённых позициях (в начале слов, после другой гласной) обозначают два звука. Они называются йотированными гласными. Буквы Ъ Ь не обозначают никакого звука.

Всего: 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 просто буквы. Каждая буква имеет письменный и печатный вариант.

ГЛАСНЫЕ

Гласные буквы - А О У И Ы Э Е Ё Ю Я

Гласные, обозначающие твёрдость согласных, А О У Ы Э

Гласные, обозначающие мягкость гласных, И Е Ё Ю Я

Гласные звуки - [а, о, ы, э, у, и]

Йотированные гласные - Е Ё Ю Я - обозначают два звука:

Е - [й, э] Ю - [й, у]

Ё - [й, о] Я - [й, а]

СОГЛАСНЫЕ

Всегда твёрдые согл. звуки - [Ж] [Ш] [Ц]

Всегда мягкие согл. звуки - [Й] [Ч] [Щ]

Памятка «Знакомство с новым звуком, новой буквой»

1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове).

2. Артикуляция звука. Произнести звук. Определить, какой это звук? (гласный – ударный, безударный или согласный – твёрдый или мягкий, глухой или звонкий). Если воздух, при произнесении звука выходит свободно, то это гласный звук. (ОШИБКА – нельзя говорить, что звук можно петь). Если при произнесении звука, встречаются препятствия – это звук согласный.

3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

4. Звуко-буквенный анализ слова с использованием цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий). Деление слова на слоги (хлопками, или с помощью ладони, кулачка под подбородком).

5. Знакомство с буквой (см. Памятку «Написание букв»). Печатание букв.

ПАМЯТКА «ПЕЧАТАНИЕ БУКВ»

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

– На что похожа буква?

- Написать букву в воздухе, на столе;

- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;

- Вырывать из бумаги образ буквы;

- Получить в подарок букву;

- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

- Вылепить из пластилина, теста;

- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;

- «Живые буквы» (ребёнок изображает букву с помощью рук или двое детей с помощью рук изображают букву)

Публикации по теме:

Домик. Дидактическое пособие.Домик. Дидактическое пособие. Данное пособие предназначено для обучение детей грамоте, Пособие позволит педагогу постепенно вводить новые буквы в процесс обучения дошкольников.

Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Цель: уточнение представлений родителей о процессе обучения грамоте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Обучение грамоте в ДОУ»
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 14:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД