МААМ-картинки

Семинар-практикум «Волшебный песок»

Оксана Гуркова
Семинар-практикум «Волшебный песок»

Семинар-практикум «Волшебный песок»

Цель:повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада для всестороннего интеллектуального и творческого развития детей.

Задачи:

1. Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.

Публикация «Семинар-практикум „Волшебный песок“» размещена в разделах

2. Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.

Оборудование:

-Песочный стол, различные ёмкости с различным песком.

-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.

-Игрушки

-Песочные часы, мольберт, загадки.

-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования.

Ход семинара-практикума:

1. Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на семинаре-практикуме, тема которого «Волшебный песок».

2. Теоретическая часть

Игры с песком! Это очень приятное и творческое занятие. Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно - игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности: во-первых, усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта", в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции. Наконец, у детей совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что малыш неоднократно создает свой мир из песка, разрушает его, создает новый и снова, и снова, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка.

Песок-это уникальный природный материал, который притягивает, как магнит к себе детей. Ведь только стоит вывести их на прогулку, привести на участок, как они бегут к песочнице, занимая самые удобные, так сказать «сидячие места», разбирая лопатки, совочки, формочки, чтобы досталось больше, чем другим.

Вспомните себя в детстве, где вы проводили больше времени во время прогулки? Конечно в песочнице. Использовали все, что попадалось под руки: стеклышки, фантики, камушки, веточки, палочки от мороженого, колпачки от разных бутыльков и бутылочек. Закапывали секретики, строили замки для принцесс, с окнами, дорожками, балконами. Стряпали куличики, начиняли их различным содержимым, продавали их за камушки. Мы сами организовывали игру, придумывали сюжет игры, фантазировали, у нас развивалось воображение, мышление, накапливался социальный опыт, мы учились общаться, договариваться, находить компромисс.

Ведь песок, а именно игры с песком таят в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Возиться в песке – это не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие.

С помощью включения в образовательный процесс и самостоятельную деятельность детей игр с песком мы способствуем развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, речевых способностей. Также общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Игровая деятельность с песком формирует желание действовать с различным игровым материалом, развивает игровые умения, побуждает детей к самостоятельной игре, вызывает эмоционально положительный отклик на игровое действие, дети учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

Используя песочницу для развития эмоционально-волевой сферы, игра позитивно влияет на эмоциональное проявление самочувствия детей: снижается уровень нервно – психического напряжения, возникают положительные эмоции.

Создавая игровую среду в песочнице, мы создаем благоприятные условия для сенсомоторного развития. Дети знакомятся с предметами и объектами ближайшего окружения, учатся использовать все виды восприятия зрительное, тактильное, слуховое, звуковое. Развиваются умения сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия. Совершенствуется координация рук и глаз, развивается мелкая моторика рук в действии с предметами.

Посредством игр и игровых упражнений с песком формируются у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве. Дети учатся навыкам счета, вычислениям, измерениям.

Работа по развитию речи тоже осуществляется через специально организованную среду, с использованием песочницы. Она способствует развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания, обогащается и активизируется словарь детей. Используя фигурки настольного театра, дети привлекаются к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству. Используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формируются диалогическая и монологическая речь.

Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

Игры с песком разнообразны:

-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звуко-произношения.

-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

3. Практическая часть

Сейчас я предлагаю Вам перейти к практической части. Перед вами расположены центры с песком и необходимый раздаточный, игровой материал.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель:регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Рисуем палочкой» Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.

Цель: развитие усидчивости, внимания, фантазии.

Воспитатель предлагает порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.

Игра — Школа на песке «Подсказка»(кинетический песок)

Цель:в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.

Упражнение «Нож»(кинетический песок)

Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок —это сливочное масло торт или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож.

Воспитатель

Рисование песком.

Цель:научить создавать песочные картины.

Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок цветной.

Ход работы:

Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:

1-на чистом листе нарисовать свою картину,

2-использовать готовые картинки.

Затем педагог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора все садятся за столы, педагог объясняет правила выполнения работы.

Поэтапно нанести клей на рисунок. После этого посыпать цветным песком места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом. Заключительная часть (рефлексия и обратная связь). Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопрос:Что вам дал семинар-практикум?

Педагог:благодарим всех за конструктивное и позитивное общение, предлагаем вам выразить своё отношение к семинару. Педагоги фиксируют этот момент рисунком в песочнице.

Заключение

Подводя итог нашей с вами работы, хочется отметить, и мы думаем, что вы с нами согласитесь, что игры с песком позволяют детям не только экспериментировать, но и способствуют развитию мелкой моторики, всестороннему развитию, снятию негативных эмоциональных состояний, при этом, не требуя больших затрат денег, средств и сил. Эти игры требуют подручные материалы и вашу фантазию. Придумывайте, обучайте и играйте!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Волшебный песок»Дидактическое пособие «Волшебный песок» Игры с песком — очень распространенная форма естественной деятельности ребенка. Песочницу хорошо применять на занятиях для развития и.

Конспект проекта «Волшебный песок»Конспект проекта «Волшебный песок» Конспект проекта в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Воспитатель Мартемьянова Ю. М. Возрастная группа: 4-5 лет Тема: "Волшебный песок" Актуальность.

Мастер-класс «Волшебный песок»Мастер-класс «Волшебный песок» .

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Волшебный песок»
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 18:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД