Папки-передвижки

Семинар «Проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста: средства достижения результатов»

Ксения Румянцева
Семинар «Проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста: средства достижения результатов»

В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом.

[b]Основную цель по работе с одарёнными детьми поставил Президент России В. В. Путин в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".[/b]

Публикация «Семинар „Проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста: средства достижения результатов“» размещена в разделах

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» /2008год/основной задачей является: «…создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…»

Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

В ФГОС дошкольного образования одной из задач стоит создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Истинно одарённых детей мало, но они есть- и воспитателю важно увидеть искорку одарённости в каждом ребёнке и разжечь огонёк таланта, постараться раскрыть и поддержать.

И поэтому особая миссия по развитию одаренности у детей возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. А высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется часто уже в дошкольном возрасте.

Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей.

Часто одаренные дети обладают рядом сходных личностных черт

(как положительных, так и отрицательных):

-Для них характерно упорство в достижении цели, сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребенка к совершенству, желанием сделать что-то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания (рисунка, постройки, прочтения стихотворения, сочинения истории и т. п.).

- Дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- Часто для них характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза.

- Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду.

- Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем.

-Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

-Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает

плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому.

Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить. И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то недостаточно хорошо.

Бывают и такие одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть.

Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.

- Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы.

Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начинают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка.

Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду.

Следовательно, из ранее сказанного вытекает ряд особых проблем

Проблемы одарённых детей

Отсутствие интереса к занятиям в группе

Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

Трудности в общении со сверстниками

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

Отрицание социальных норм и общегрупповых правил

Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы

Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

Стремление к совершенству

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых

В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Нетерпимость.

Нереалистические цели;

Сверхчувствительность;

Методы работы

Поэтому, как педагогам, так и родителям, следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение.

Уже в дошкольном возрасте следует учить одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя, уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки.

Важно объяснить ребенку, что когда-то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения. Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах.

Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми.

Еще хотелось бы отметить, что наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т. п., поможет быстрее их преодолеть.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, по-требность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант».

Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п.

Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.

Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.

Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т. п., поможет быстрее их преодолеть.

Неравномерность развития, как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т. е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

В современном дошкольном образовании сейчас многое меняется- должен поменяться и педагог –дошкольник, по моему мнению, именно на самой первой ступени образования- дошкольной - необходимо выявить ярких, талантливых, неординарных детей с высокими показателями в разных видах детской деятельности, поддержать и направить.

По опыту своей работы хочу высказать свой взгляд на проблему одарённости детей, выявлению таких особенных, ярких детей и обучение их по специальным программам для дальнейшего развития:

1. Воспитатель дошкольного учреждения должен обладать педагогическим чутьём и педагогической внимательностью, чтобы видеть в детях зачатки одарённости.

2. Обязательно работать в тандеме с другим воспитателем по воспитанию и развитию таких детей.

3. Вести огромную, кропотливую работу с родителями одарённого ребёнка, ведь в семье дети получают колоссальную поддержку, внимание и участие.

4. Никогда не выделять таких детей в присутствии других детей.

5. Необходимо разработать индивидуальную программу для каждого одарённого ребёнка, включить в эту программу всех специалистов дошкольного учреждения: психолога, медсестру, специалиста по изодеятельности, музыкального работника, инструктора по физкультуре, специалиста по развивающим играм и т. д.

6. Никогда не нагружать ребёнка сверх того, что он может и умеет, ведь цель педагога: мягко и ненавязчиво развивать его талант.

7. Всячески поддерживать и поощрять новые идеи, новые мысли одарённого ребёнка и помогать ему их осуществлять.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться.

Истинно одарённых детей мало, но они есть- и педагогу важно увидеть искорку одарённости в каждом ребёнке и разжечь огонёк таланта, постараться раскрыть и поддержать.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Существенные препятствия для внедрения программ в деятельность дошкольных образовательных учреждений

отсутствие эффективной системы развития одаренности у детей дошкольного возраста и отчужденность семьи от детского сада. Кроме того, сложность проблемы выявления и развития одаренности у детей заключается в том, что одаренность в дошкольном возрасте можно рассматривать только в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Важно уважать и обсуждать любую его идею, какой бы странной она не казалась. Мы следим за здоровьем и психологическим состоянием воспитанника, так как для него характерны периоды подъема и спада. Требования должны точно соответствовать интеллекту одаренного ребенка, потому что легкий материал ведет к усталости. Информация, подаваемая ребенку, должна стимулировать вопросы к воспитателю. Мы стараемся создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, поддерживаем способности ребенка к творчеству, проявляем сочувствие к ранним неудачам, находим слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегаем критику первых его опытов – какими бы они были неудачны. Относимся к ним с симпатией и теплотой. Ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Мы считаем, что ранее выявление способностей и специализированные программы обучения способствуют развитию в ребенке плодотворного отношения к учебе и к самому себе.

Успешное развитие личности ребёнка - дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет роль как психолога (оказывающего психолого-педагогическое сопровождение, так и непосредственно педагога работающего с детьми и подразумевает выполнение им в своей деятельности функций:

Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер развивающейся личности

Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведения, содействует успешной социальной адаптации детей

Влияет на общение в группе сверстников

Климов Е. А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый «цветок», требующий систематического профессионального «ухода».

Ребёнок нуждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки ребёнка - является искренне самовыражение педагога, т. к. даже самый маленький ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Поддержка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом «глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактильным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздействовать на него - необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной симпатии, солидарности. Каковы же качественные понятия педагога?

Это:

терпимый

внимательный

вежливый

помогающий

одобряющий

сотрудничающий

добросердечный

открытый

активно слушающий

Благодаря такому поведению педагога дети будут чувствовать себя внутренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на развития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.

Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка воспитателям рекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:

1. Создание обстановки доверительности - воспитатель

подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприятную атмосферу общения взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.

2. Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются любые вопросы обсуждения.

3. Творческое сотрудничество - педагог отождествляет себя с детьми, развивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.

4. Подчёркивает успехи ребёнка, выделяет их, хвалит его.

5. Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен дружелюбно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей. Отделяя эмоциональные реакции от фактов.

6. Активизирует речь детей путём одобрения, перефразирования, повторения.

7. Речь должна иметь поддерживающий характер: понятность, образность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.

8. Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямоеобращение, сравнение, вопросы удивления.

9. Самопомощь - давать возможность действовать самому, уметь совершать выбор.

Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой путь, «сражаясь» со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Роль педагога в формировании комфортного психоэмоционального состояния ребёнка заключается в сохранении и укреплении психического и психологического здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы комфорта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа в детском саду. Поэтому считаю необходимым осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к дальнейшему развитию, постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Несомненно, основное требование к педагогам и родителям особых детей - безусловное понимание и уважение к его личности.

Все дети рождаются быть успешными.

Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов.

.

.

Публикации по теме:

Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Отчет по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы Отчет по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 100» за.

Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста Одной из актуальных проблем современного образования является наиболее полное выявление потенциала одаренных и талантливых детей. Понятие.

Психологическая характеристика проблемы одаренности Психологическая характеристика проблемы одаренности Мамаева Наталья Леонидовна, учитель-логопед Проблема одаренности в настоящее время становится.

Семинар «Решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода» Текст к презентации Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране.

Семинар «Средства развития элементарных математических представлений дошкольников» Семинар – практикум «Средства развития элементарных математических представлений» Составила: заместитель заведующего по основной деятельности.

Статья «К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста» А. А. Мосина, С. Д. Кириенко, г. Челябинск К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образованияСовершенствование.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста: средства достижения результатов»
Опубликовано: 27 января 2018 в 12:05
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД