Получи документы

Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка

ИРИНА АРЮКОВА
Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной помощью. Именно семья была, есть и будет – важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Выделяют следующие варианты отношений семье :

Публикация «Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка» размещена в разделах

1. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Такие отношения, прежде всего, характеризуются общей нравственной атмосферой семьи : порядочность, откровенность, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Умением родителей чутко понять мир ребёнка, его возрастные запросы. Ребёнок каждого возраста нуждается в особом понимании и помощи. Каждый возрастной этап открывает свои возможности участия детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родителей.

2. Родители вникают в заботы и интересы детей, дети делятся с родителями. Внешне отношения благополучны, но некоторые связи нарушены. Это некоторые расхождения между характером требований и личным поведением. Недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребёнка быть личностью. Родители психологически не успевают за динамизмом развития детей.

3. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними. Эта стадия отношений наиболее противоречивая. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают, но не принимают. Родители, мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, фактически обрекают своих детей на правомерные ограничения и даже страдания. Интерес к внутреннему миру детей не всегда сопровождается умением войти в мир без навязывания своих взглядов, без нервозностей и предубеждений.

4. Дети испытывают желание делиться с родителями, чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей. Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувство обиды, одиночества. И всё же естественная привязанность, любовь к родителям остаётся, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

5. Скорее правы дети. Родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Конфликты, в которых правы дети, чреваты многолетней детской обидой, способной бросать тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность.

6. Кого ты больше любишь? Это касается самых различных сторон отношений с детьми: интереса к их жизни; выражения чувств, характера поощрений и наказаний; содержания общения и тона с помощью которого проходит процесс общения.

7. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Характеризуется жёсткими, варварскими методами «воспитания», в результате которого дети начинают бояться, ненавидеть своих родителей.

В семье могут сложиться определённые отношения. Это зависит от того, как родители и дети близки друг другу. Благополучные отношения детей с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надёжности в себе.

Рассматривая семью как фактор развития личности ребенка, необходимо остановиться на понимании смысла категории «отношения», так как отношение взрослых к ребенку во многом определяет особенности развития его различных сфер, в том числе и эмоциональной. Отношения человека обусловлены его общественно – историческим опытом, который является основой внутреннего мира человека. Этот опыт представляет систему временных связей человека, определяет опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его самостоятельное поведение. В отношениях между родителями и ребёнком существует двойственная природа, которая совмещает в себе заботу о нуждах ребёнка с чувством полного доверия к нему. Родители должны оберегать ребёнка от окружающих опасностей, но при этом предоставлять ему определённую степень свободы, а ребёнок сам устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.

Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребёнку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем родительского отношения понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка. Специфика межличностных отношений заключается в двойственности и противоречивости позиций родителей по отношению к ребёнку, с одной стороны – любовь и связь с ребёнком, с другой это объективно оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Специфика межличностного отношения заключается также в постоянном изменении с возрастом ребёнка и неизбежном отделении ребёнка от родителей. C возрастом изменяется мировоззрение ребёнка : тип его будущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения. С развитием ребёнка должно измениться и отношение к нему, которое сложилось в младенчестве, оказывается неприемлемым для ребёнка трёх лет или тем более дошкольникам или наоборот.

Мое эмпирическое исследование включало несколько этапов: на первом этапе выявляла тип родительского отношения к детям, на втором этапе уровень тревожности и характер страхов у детей, на третьем этапе соотносила тип родительского отношения с эмоциональными отклонениями детей. Четвертый этап исследования предполагал разработку методических рекомендаций для родителей для оптимизации отношений к детям и рекомендации педагогам и родителям по снижению уровня тревожности у детей и снятия ненормативных страхов.

На первом этапе в соответствии с целью и задачами исследования был выявлен тип родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста при помощи диагностической процедуры «Тест - опросник родительского отношения» А. Я. Варга и В. В. Столина. В ходе анализа полученных данных, было выявлено, в обследуемой выборке доминирует отношение по типу «Симбиоз». Высокие показатели (62,5 %) свидетельствуют о том, что родители проявляют в отношении детей высокий уровень симбиотических связей. Данная категория родителей положительно отвечала на такие вопросы как: «Я всегда сочувствую своему ребёнку» и т. д., родители ощущают себя с ребёнком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Средние показатели наблюдались (20,8 %) по типу родительского отношения «Маленький неудачник» или инфантилизация. Данный тип свидетельствуют о том, что у родителей существует стремление приписывать ребёнку личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для внешних влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Низкие показатели (12,5 %) в данной группе были выявлены по типу родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация». Это свидетельствует о том, что родители требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Стараются навязать ребёнку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Самые низкие показатели (4,1 %) наблюдались по типу родительского отношения «Кооперация» или социальная желательность. Данный тип характеризуется тем, что родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются во всём помочь ему, сочувствуют, занимаются воспитанием и развитием, поощряя его инициативу и самостоятельность. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Анализ протоколов опросника позволяет говорить о том, что среди родителей экспериментальной выборки преобладающим типом родительского отношения является тип «Симбиоз».

На втором этапе исследования, в соответствии с целью и задачами исследования был выявлен уровень проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Проводились методики: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»; Проективная методика «Несуществующее животное»; Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»

В ходе анализа полученных данных, были получены следующие результаты: высоким уровнем тревожности обладают 50 % опрошенных детей. Данные дети в общем количестве от 8 до 14 ситуаций выбирали печальное лицо. Средним уровнем тревожности обладают 45,8 % опрошенных детей, данные дети в общем количестве от 3 до 7 ситуаций выбирали печальное лицо или делали отрицательный выбор. Низким уровнем тревожности обладают 4,1 % опрошенных детей, данные дети в общем количестве только в 2 ситуациях делали отрицательный выбор.

В ходе анализа данных мною было выявлено, что среди опрошенных детей наибольший уровень тревожности проявляется в сфере «ребёнок – ребёнок». Далее сфера «ребёнок – взрослый» и сфера «ребёнок – одиночество».

Сфера «ребёнок-ребёнок»

По категории взаимодействие ребёнок-ребёнок среди опрошенных детей наибольший процент (95,8%) отрицательных выборов составляет выбор ситуации № 10 «Агрессивное нападение», например, Кирилл Б. отвечает на вопрос: «Папа взял стул, хочет ударить» и ситуации № 3 «Объект агрессии» (83,3 %, например, Даша Н. отвечает на вопрос: «Лицо будет злое, потому что спорят».

Сфера «ребёнок-взрослый»

После анализа количественных данных, среди опрошенных детей наибольший процент отрицательных выборов составляет выбор ситуации № 8 «Выговор» (83,3 %). Например, Дарина Д. отвечает на вопрос: «Потому что мама ругает». По нашему мнению, это связано с тем, что ребёнок уже испытывал в этих ситуациях чувство тревожности, отрицательные эмоции. Следует отметить, что в данной группе такие режимные моменты как умывание, еда в одиночестве тоже вызвали наибольший процент отрицательных эмоций, из этого следует, что ребенок испытывает тревожность в ситуации одиночества.

Сфера «ребёнок-одиночество»

По категории взаимодействие ребёнок-одиночество наибольший процент (58,3%) отрицательных выборов составляет выбор ситуации №14 «Еда в одиночестве». Например, Женя К. отвечает на вопрос: «Печальное лицо, потому что он сидит один».

Анализ результатов опроса родителей по тесту А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка

Родителям предлагалось внимательно прочитать утверждения и оценить, насколько они характерны для ребёнка. После этого подсчитывалась сумма баллов, на основании был сделан вывод о наличии тревожности или предрасположенности к ней у того или иного ребенка.

В ходе анализа данных, мною бы получены общие следующие результаты: большее количество детей группы (58,5%) по оценке родителей можно отнести к среднему уровню тревожности. У данной категории детей при определенных условиях возможно нервное расстройство, дошкольники требуют к себе внимательного отношения со стороны взрослого. Низкий уровень тревожности и невротизации присущ 37,5% детей данной группы. Данный уровень характеризуется несущественными отклонениями в эмоциональной сфере ребенка, которые являются выражением проходящих возрастных особенностей ребёнка. И 4 % детей по оценке родителей, что можно соотнести с высоким уровнем тревожности. Данный уровень характеризуется тем, что невроз был или будет в ближайшее время.

Для подтверждения данных проведённых методик, с детьми старшего дошкольного возраста на следующем этапе нашего исследования, мною проведена проективая методика «Несуществующее животное». Основными признаками тревожности при анализе рисунков выступали: штриховка, сильный нажим на карандаш, стирание или многостирание, выделение определённых деталей.

В ходе анализа детских работ по проективной методике М. Друкаревич «Несуществующее животное», мною были получены количественные показатели. Были обработаны 24 рисунка, из которых 9 содержат проявление единичных показателей тревожности – штриховку, которые составляют 37,6 %; 5 рисунков, содержат наличие нескольких признаков тревожности - штриховку, линии с сильным нажимом карандаша, наличие не прорисованных деталей, что составляет 20,8% и в 10 рисунках (41,6 %) наблюдалось отсутствие проявлений тревожности.

Так, например, рисуя мышь, Настя говорила, что живет она на дереве, ребенок рисовал с сильным нажимом. Юля, рисуя животное, затруднилась в ответе, девочка не смогла ответить как называется её животное и где оно живёт. Дарина ответила, что её животное называется Жукай, живёт оно в норе и ест орешки, рисовала с сильным нажимом и использовала штриховку. Катя, рисуя Чебурашку, сказала, что он ест вкусное и живёт в доме, у него нет друзей, при рисовании использовала штриховку с нажимом.

Затем, на данном этапе исследования были соотнесены показатели трех методик на выявление уровня тревожности (тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»; проективная методика «Несуществующее животное»; тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка) и получили средние показатели: высокий уровень тревожности был выявлен у 25% детей; средний уровень у 47% детей и низкий уровень у 28 % детей.

Высокий уровень тревожности характеризуется такими показателями, как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность, и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, а также незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять правильное решение; на физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объёма циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и в данной группе выявлено с таким уровнем тревожности 25% детей.

На промежуточном этапе моего исследования была поставлена цель соотнести уровень тревожности детей данной группы с типом родительского отношения к ребенку.

Были соотнесены полученные результаты в ходе обработки проективной методики «Несуществующее животное» (М. Друкаревич) с типами родительского отношения и получены следующие результаты: при типе родительского отношения «Социальная желательность» только 1 рисунок из общего количества рисунков с признаками тревожности (14 рисунков) был с единичным показателем тревожности (штриховка, что это составляет 7,1 %.

При типе родительского отношения «Симбиоз» было выявлено 5 рисунков с показателями тревожности, что составляет 35,7 % от общего количества рисунков, содержащих признаки тревожности.

При типе родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» 2 рисунка содержали в себе симптомокомплексы тревожности, что составляет 14,2 %.

При типе родительского отношения «Маленький неудачник» 1 рисунок был с проявлениями тревожности (7,1%).

Таким образом, мы видим, что наибольший процент показателей тревожности в рисунках был выявлен при типе отношения к ребенку со стороны родителей - «Симбиоз». Данный тип отношений не позволяет ребенку чувствовать себя самостоятельным, уверенным, взрослый излишне гиперопекает ребенка, тем самым увеличивает тревожность ребенка по поводу «сложностей жизни».

Затем был соотнесен тип родительского отношения с результатами уровня тревожности по методикам тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»; тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка.

Наибольший процент высокого (29 %) и среднего (33,5%) уровня тревожности наблюдается у детей, родители которых выбирают «Симбиоз» как тип родительского отношения. Эти данные соотносятся и с анализом детских рисунков. Анализ рисунков «Несуществующее животное» также выявил наибольший процент симптомокомплексов по тревожности у детей, чьи родители демонстрируют тип отношения «Симбиоз».

Типы отношения к ребенку «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник» также вызывает достаточно большой процент высокого (12,5 %) и среднего (12,4%) уровня тревожности у детей. Сами по себе данные типы отношения создают у детей недоверие к своим силам, способностям и вызывают неуверенность и тревожность в своих возможностях. Взрослый желает управлять ситуацией развития и деятельности ребенка полностью.

Следует отметить, что тип родительского отношения «Кооперация» только у одного ребенка вызывает средний уровень тревожности, а в целом данный тип является социально желаемым. Данный тип отношения позволяет рассматривать ребенка в различных жизненных ситуациях как партнера, при этом родители учитывают возрастные возможности и потребности дошкольника.

На третьем этапе, в соответствии с целью и задачами моего исследования было выявлено наличие страхов у детей и их характеристики (типичность или не типичность для данного возраста). Для решения данной задачи мы использовали нормативную методику «Беседа с детьми» А. И. Захарова.

Анализ беседы с детьми показал, что в большей степени детям присущи нормативные страхи: страхи социально опосредованные, страх причинения физического ущерба, медицинские страхи, пространственные страхи. В ответах детей выраженными страхами были следующие: наказания, опоздания, одиночества; страх неожиданных звуков, транспорта, огня, пожара, стихии, войны; страхи боли, уколов, врачей, болезней; страх замкнутых пространств. Так например, Настя ответила что боится уколов, пауков, змей, огня, пожара.

Ненормативными страхами в данной обследуемой группе оказались: страх смерти (своей, страх животных, страх сказочных персонажей, страх кошмарных снов и темноты. Это страхи: страх смерти; страх волка, медведя, собак; страх Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бармалея; страх кошмарных снов и темноты.

Эти страхи присущи 79,1 % количеству детей.

По результатам исследования в ходе обработки полученных данных, был сделан вывод о том, что тип родительского отношения к ребёнку влияет на возникновение у него ненормативных страхов. Наибольший процент ненормативных страхов наблюдается у детей, чьи родители отдают предпочтение типу родительского отношения «Симбиоз». Ненормативные страхи составляют у таких детей - 54,1 %.

Следующий тип родительского отношения, который влияет на возникновение страхов у ребёнка – «Маленький неудачник». Ненормативные страхи составляют -16,6 %.

На третьем месте по влиянию на приобретение ребёнком страхов, тип родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация». Ненормативные страхи выявлены у 8,3 % детей.

Такой тип родительского отношения к ребёнку, как «Кооперация» в нашем случае не влияет на приобретение ребёнком не нормативных страхов. Соотнеся показатели по уровню тревожности детей старшего дошкольного возраста, выраженными страхами и типом родительского отношения к детям мы можем сделать вывод: существует взаимосвязь между типом родительского отношения к ребенку и проявлениями тревожности и страхов у детей. Высокий уровень тревожности и ненормативных страхов наблюдается у детей старшего дошкольного возраста, чьи родители выбирают «Симбиоз» и «Маленький неудачник» как тип родительского отношения к ребенку. Тип отношения к ребенку «Авторитарная гиперсоциализация» в данной группе менее выражен (одна семья).

Тип родительского отношения «Кооперация. Социальная желательность» не вызывает у детей высокий уровень тревожности и не провоцирует возникновение ненормативных страхов.

Таким образом, было установлено, что между типом родительского отношения и проявлениями страхов и тревожности существует связь нашло свое подтверждение: в семьях, где родители демонстрируют такие типы отношения как «Симбиоз» и «Маленький неудачник» выявлен больший процент детей с высоким уровнем тревожности и ненормативными страхами, в то время, как в семьях, где родители выбирают такой тип отношения к ребенку как «Кооперация» у детей наблюдается средний или низкий уровень тревожности и отсутствие ненормативных страхов. Семья является одним из важнейших факторов, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Исследование проводилось в рамках выпускной квалификационной работы.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством совместной деятельности с педагогом» Развитие эмоциональной сферы дошкольника через совместную деятельность с педагогом. Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного.

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка в Музыкально — Игровой деятельности» ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Выполнил: Александрова Светлана Васильевна музыкальный.

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций» Консультация для педагогов Тема: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций Подготовила.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка» 4 отделение Консультация для.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толмачинская Раиса Владимировна Аннотация:.

Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье «Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье через развитие его музыкальности». «Добрая сказка — родительский дом… Синие звёзды горят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 20:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД