Получи документы

Сенсомоторная коррекция детей с РАС

ольга гурова
Сенсомоторная коррекция детей с РАС

Сенсомоторная коррекция детей с РАС

.

Отечественные психологи в 1990-1997 годах разработали метод сенсомоторной коррекции. В специальной литературе этот метод упоминается еще как метод замещающего онтогенеза. В данный момент метод широко применяется и становится все более популярным, т. к. даёт хороший коррекционный эффект в работе с детьми РАС.

Публикация «Сенсомоторная коррекция детей с РАС» размещена в разделах

Сенсомоторная коррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на тело ребёнка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе комплексного обследования (Диагностический опросник Э. Дж. Айрес, Оценочные шкалы для определения уровня психофизического развития дошкольника. Авторы - Э. М. Кафъян, Р. Н. Азарян).

Сенсомоторная коррекция – это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций. Занятия сенсомоторной коррекцией также способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Развитие головного мозга происходит поэтапно. Существует определённая последовательность развития мозговых структур. Сначала формируются базовые (сенсомоторные) функции, а потом на них надстраиваются более сложные - высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие. Сенсомоторная коррекция необходима детям с РАС, у которых повышенный или пониженный мышечный тонус, гиперактивность или, наоборот, чрезмерная медлительность, нарушения координации движений и ориентации в пространстве и во времени, быстрая утомляемость, проблемы с речью, вниманием, памятью или другие трудности.

Мной была разработана коррекционно - развивающая программа «Ощущая, познаю мир»

Которая основывается на методе замещающего онтогенеза (Семенович А. В.) и сенсорной интеграции (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

Основной целью: преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с РАС.

Задачи:

1. развития зрительного или визуального восприятия

2. развития тактильного (осязательного) восприятия

3. развития оральный праксис и обработки речевых сигналов

4. развитие проприорецептивное и вестибулярное чувство

В работе используются сенсорные техники

Сенсорная суммация, песко/аква/ароматерапия, сенсорная комната, массаж с глубоким разминанием, сенсомоторные комплексы упражнений, техники арт-терапии, техники телесно ориентированной терапии

Программа состоит из блоков:

• Первый блок направлен на развития зрительного или визуального восприятия в него входят глазодвигательные упражнения, которые укрепляет глазодвигательные мышцы и улучшат циркуляцию крови в органе зрения. Упражнения на развитие визуального восприятия, которые учить детей фиксация взора на объекте, находить игрушку в пространстве группы.

• Второй блок направлен на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук в него входят упражнение на применение тактильных сигналов и обработка реагирования на них. Упражнения на сенсорное развитие (работа с пальчиковыми красками, хождение по дорожкам с разной текстурой, «волшебный мешочек» искать предметы с разной текстурой на ощупь, рисовать по манке, работать с разной крупой). Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек. Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

• Третий блок направлен на развития оральный праксис и обработки речевых сигналов в него входят артикуляционная гимнастика, которая развивает подвижность языка и укреплять их мышцы, дыхательные упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо – и кровообращение в легких.

• Четвёртый блок направлен на развитие двигательной активности, крупной моторики, пространственных представлений в него входят упражнения на переключение действий и составление плана последовательности действий («велосипед», подражание позам и очерёдности движений, раскачивание на качелях или в гамаке, перекатывание со спины на живот и др). Ритмичные упражнения, которые развивают крупную моторику, формирует одновременные и сенсомоторные взаимодействия, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве (прыжки на палочке лошадка в ритме музыки, движения под музыку, пение песен с движениями и др)

Структура занятия в подгрупповой форме

• Упражнения на повышение уровня активации (самомассаж или пальчиковая игра)

• Артикуляционная гимнастика.

• Дыхательное упражнение

• Глазодвигательная гимнастика

• Сенсорные игры и упражнения

• Двигательные упражнения

• Арт-терапия/изобразительная деятельность

Организация сенсорной среды

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная среда. В нашем центре есть оборудованная сенсорная игровая площадка, в неё входит:

Сенсорная комната

Мягкая комната

Комната двигательной активности

представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с РАС, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду.

Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной игровой площадке используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Сенсорная среда содержит следующие элементы.

Мягкая среда: маты напольные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, мячи; одеяла; гамак.

Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аква лампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.

Воздушная среда: вентилятор; ароматические масла; ароматические палочки.

Степень эффективности сенсорной игровой площадки можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках собрано разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.

Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.

Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта;

Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.

Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с РАС синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с РАС и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

А так же разработаны и внедрили мало групповые занятия «Сенсорно – интегративный тренинг общения». Эти занятия проводятся двумя специалистами (психологом и логопедом). Направлены на формирование и развитие коммуникации, речи, сенсорной интеграции. Мы используем следующие методы, средства и приёмы: сенсорная интеграция, телесно – ориентированная терапия, психомоторика, альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия.

Альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия

Эти средства коммуникации: расписание позволяют ребёнку проследить структуру занятия и следовать ей, коммуникативная книга позволяет выразить свои потребности, приборы «ГОУ ТОК» стимулирует речь у детей с РАС, а так же средства коммуникации снижают частоту нежелательного поведения.

Упражнения на развитие коммуникации и речи

Упражнение «обнимашки» направлено на тактильный контакт.

Упражнение «колокольчик» направлено на взаимодействие между детьми.

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Упражнение «сэндвич»

Направлено на обработку сигналов от мышц и суставов о положении тела, на ощущение движения и изменения положения в пространстве, стимуляция речи.

Упражнение «качели»

Направлено на развитие равновесия, изменений гравитации, передвижения и положения тела в пространстве.

Важность работы психолога в данном направлении

Возможность и важность работы педагога-психолога в данном направлении даёт понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие, которое может помочь ребёнку с РАС в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Значимостью работы педагога-психологас детьми аутистического сектора в данном направлении является обучение ребенка постепенной интерпретации сенсорных откликов и адаптации на новые и новые, более совершенные уровни восприятия.

Педагог-психолог Гурова. О. А

Публикации по теме:

Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные.

Использование сухого бассейна для детей с РАС Механизм действия сухого бассейна. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной.

Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М.

Мероприятие для детей с РАС совместно с родителями «Пицца пати» приуроченное ко Дню 8 марта Мероприятие для детей с РАС совместно с родителями: «ПИЦЦА ПАТИ» приуроченное ко дню 8 марта. Под итальянскую музыку дети с мамами входят.

Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС ДОКЛАД На тему: «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей, имеющих расстройство аутистического.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах для детей с РАС Музыкальный руководитель: Беляева Е. Е. Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только.

Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным:.

Работа с теневым театром. Коррекция страхов у детейРабота с теневым театром. Коррекция страхов у детей Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем.

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детей с РАС «Дед Мороз против разбойников» Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детей с РАС. Роли взрослых: Дед Мороз Снегурочка Два разбойника Ведущий Снеговик Ход мероприятия.

Занятие для детей РАС «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятами» Задачи: формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласованно в игре; способствовать сближению детей, установлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторная коррекция детей с РАС
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 10:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД