МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Схематизация как средство запоминания стихотворных текстов»

Надежда Журавлева
Консультация для педагогов «Схематизация как средство запоминания стихотворных текстов»

Схематизация как средство запоминания стихотворных текстов.

Подготовила воспитатель

Журавлева Надежда Михайловна

Стихи действуют на душу ребенка силой и обаянием ритма. Дети любят их слушать и читать вслух. Хорошее стихотворение – та же музыка. Самые маленькие дети постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания, имеют большое значение для развития вкуса ребенка, его языка, да и формирующейся личности. Разучивание стихотворений с детьми расширяет кругозор, способствует овладению грамматическим строем речи, формирует общий уровень культуры человека, а также развивает память. Но, несмотря на пользу, получаемую при этом, наши дети, имеющие проблемы в речевом развитии испытывают большие трудности в заучивании стихов.

Публикация «Консультация для педагогов „Схематизация как средство запоминания стихотворных текстов“» размещена в разделах

При заучивании стихотворений ребенок опирается только на слуховое восприятие текста. Это не всегда эффективно, так как потенциал зрительной памяти остается незадействованным. Традиционные методики, предлагаемые для облегчения процесса запоминания, рассчитаны больше на детей – «аудиалов», и не решают проблему. При обследовании детей психологом было установлено, что только 7% воспитанников имеют явно доминирующую слуховую память. Основная же часть детей является «визуалами», с преобладанием зрительного восприятия. Таким дошкольникам необходима опора на наглядность. Для того чтобы процесс заучивания был менее длительным и скучным для детей, мы решили воспользоваться методом схематизации.

Цель: повысить эффективность запоминания стихотворных текстов.

Задачи:

1. Создать условия для использования схематизации как средства запоминания :

• оснастить речевой центр пособиями и играми по теме;

• разработать перспективный план работы с детьми.

2. Познакомить детей с методом схематизации, как одним из способов запоминания стихотворных текстов.

Работа с детьми по обучению схематизации началась со средней группы в октябре 2011г. Обучение проходило по нескольким этапам: первый этап – ознакомительный, второй – полуактивный, третий – активный.

Первый этап – ознакомительный.

Задача воспитателя на этом этапе: научить детей «считывать» схемы, созданные взрослым. Во время прочтения текст схематизируется на глазах детей символами, которые предлагают дети. Текст располагается в таблице с учетом рекомендаций (Шашлова Н. В.) :

• количество строк на листе соответствует количеству строк в стихотворении;

• количество ячеек на листе равно количеству слов в строке;

• предлоги и союзы считаются за отдельное слово;

текст записывается слева направо;

• слова автора не меняются;

• дети сами договариваются о том, как они обозначают то или иное слово.

Схематизацию начали с хорошо знакомых детям маленьких произведений А. Барто.

В ходе I этапа познакомили с методом схематизацией родителей группы, провели для них тренинг.

Второй этап – полуактивный.

Задача второго этапа – учить детей самостоятельно схематизировать слова при заучивании незнакомых детям текстов.

В начале этого этапа мы столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, некоторые слова было трудно «зашифровать». Среди них предлоги, местоимения, частицы (например, этот, лучше, либо, перед). Поэтому мы записывали их полным словом. Кроме того, дети затруднялись в схематизации глаголов. Количество предлагаемых вариантов к шифруемому слову было небольшим. Чтобы избежать затруднений при схематизации, в работе с детьми использовали следующие игры.

1. «Я целое – вы мои частички». С помощью этой игры подводили детей к тому, что для схематизации объекта достаточно изобразить лишь отдельный элемент. Воспитатель предлагает детям назвать части какого-либо объекта. Например, рассматривая зайца, дети говорят, что у него есть уши, голова, туловище, хвост и т. д. При схематизации каждый ребенок выбирает сам, как ему зарисовать этого зайчика.

2. «Шифровка». Игра направлена на увеличение количества предлагаемых вариантов схематического изображения слова. Выбирается водящий, который выходит в другое помещение. Дети договариваются зашифровать какое-то слово. Воспитатель пишет и закрывает его. Ребята придумывают, как это слово можно обозначить, предложенные варианты зарисовываются. Например, слово лес можно изобразить, используя такие символы, как деревья, грибы, кусты, звери и т. д. Когда шифровка выполнена, водящий заходит и пытается отгадать слово, а затем проверяет читая слово.

Игры, направленные на обучение схематизации глаголов.

3. «Кто (что) умеет так делать?». Взрослый называет действие, а дети – объекты, которые его выполняют.

4. «Отгадай действие по шифровке». Зарисовывается один или несколько символов, дети отгадывают, какое действие «записано».

5. «Зашифруй действие». Ведущий называет глагол, а остальные – варианты «шифровки».

Аналогичные игры можно проводить с другими частями речи.

6. «Угадай фразу по шифровке». Для закрепления умения «считывать» схемы и самостоятельно схематизировать игра проводится с группой и индивидуально. Ведущий (взрослый или ребенок) «шифрует» фразу (из 3 - 4-х слов). Надо «прочитать», что «написано».

Игры на ориентировку по таблице.

7. «Дорисуй символ». Перед детьми вывешивается готовая схема стихотворного произведения с некоторыми преднамеренно пропущенными символами. Воспитатель медленно построчно читает стихотворение и просит ребят проследить, какое слово «потерялось», и «записать» его.

8. «Исправь ошибку». Воспитатель предлагает детям схему, где представлены символичные изображения слова. Один из символов не соответствует слову. Дети должны догадаться, какой именно символ. Например, среди изображений слова «ночь» можно предложить месяц, звезды, кровать, лицо с закрытыми глазами и солнце. Несоответствующий символ – солнце.

Игры, способствующие запоминанию стихотворных текстов детьми.

9. «Узнай стихотворение». Воспитатель показывает детям заполненную схему-«шифровку» текста. Дети, опираясь на запомненные опорные символы, должны вспомнить название стихотворения и рассказать его. При чтении необходимо обращать внимание на выразительность речи.

10. «Угадай слово». Педагог указывает на любую ячейку таблицы, дети называют слово, сохраняя его грамматическую форму.

После схематизации текста к каждому стихотворению готовился набор карточек:

Таблица с заполненными ячейками.

1. Эта же таблица, разрезанная построчно.

2. Таблица, разрезанная по ячейкам.

3. Таблица-поле с незаполненными ячейками.

Используя этот набор карточек в специально организованных и самостоятельных играх, дети постепенно, незаметно для себя, хорошо запоминают стихотворные тексты.

Например, игра «Выложи стихотворение». Взрослый предлагает детям, используя разрезанные таблицы, самостоятельно «сложить» стихотворение. У этой игры мы выделили 2 уровня сложности: I уровень – дети «собирают» стихотворение из карточек разрезанной построчно таблицы; II уровень – текст складывается из отдельных символов.

В свою очередь, на каждом уровне выделяется 2 степени сложности:

а) работу по образцу; б) работа без образца.

Третий этап – активный.

На третьем этапе дети пробуют самостоятельно схематизировать стихотворные тексты. При переходе к этому этапу возникли некоторые трудности. Дети не могли ориентироваться в таблице, хаотично расставляли символы, не соблюдая последовательность слов. Это потребовало проведения определенной работы.

Для закрепления навыка ориентировки в таблице и обучения самостоятельной схематизации были использованы игры и упражнения:

1. «Найди нужную ячейку». Детям предлагается найти заданную строку и определенную ячейку в ней. В этой ячейке воспитатель просит нарисовать какой-либо символ, например, солнышко.

2. «Заполни строку». Воспитатель предлагает детям незаполненную строку и читает предложение из 3-4-х слов. Ребенок должен самостоятельно разместить символы в ячейках, соблюдая последовательность слов.

3. «Да-Нет»-ка. Ведущий загадывает любое слово, а дети его отгадывают, как в плоскостной «Да-Нет»-ке. Сначала определяется строка, затем ячейка.

К концу второго полугодия дети смогли перейти к самостоятельной схематизации детьми стихотворений.

Наша работа проходила в тесном контакте с родителями. На собрании и консультациях они были ознакомлены с новой методикой заучивания стихотворений. Был проведен тренинг, где взрослые выступали в роли детей и выполняли предложенные задания. Присутствующие на открытых занятиях могли воочию убедиться в результативности выбранного способа заучивания. Те, кто разучивал стихи к празднику «по-новому», удивились, что мучительный для большинства детей и родителей процесс превратился в увлекательное занятие. Отметили, что потратили гораздо меньше времени, чем обычно.

Схематизацией стихотворных текстов мы занимаемся четвертый год. За этот период времени убедились, что данный метод помогает улучшить качество работы по заучиванию стихотворных текстов. Сейчас мы добавили к письменной схематизации моделирование стихов с помощью жестов руками. Каждое слово нужно показать коротким жестом. И дети, имеющие кинестетический способ восприятия стали тоже быстро запоминать стихи.

Сейчас уже можно оценить полученные результаты. Ребята стали быстрее и легче запоминать текст. Если раньше детям в среднем требовалось 7-8 повторений, то сейчас этот показатель сократился до 2-4-х. Но главное – дети это делают с удовольствием!

Дети рассказывают стихи осмысленно, а не автоматически, как бывало ранее; у них появился интерес к заучиванию. Если раньше по истечении определенного времени дети забывали стихи, их могли воспроизвести единицы, то сейчас большая часть воспитанников воспроизводит любое стихотворение. Постепенно у нас накопились таблицы с разученными стихотворениями, по которым дети могут считать стихотворение даже через 6 месяцев.

Большинство детей стали ориентироваться на листе бумаги, видеть строку, отделять слово от слова, что имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе. Все это показывает на целесообразность проводимой работы и ее правильность.

Обучение схематизации необходимо проводить комплексно, последовательно и систематично, тогда приобретенные детьми навыки становятся более устойчивыми.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольника». Консультация для педагогов Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения.

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием стихотворных текстов Физическое развитие для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка;.

Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей» «Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии, более утончённом, нежели слова…» (В. Вакенродер).

Консультация для педагогов «Художественная литература — средство развития связной речи дошкольников» Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей» Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представления» Мастер-класс «Робототехника как средство формирования элементарных математических представления» Дата: 1 декабря 2016 года. Место проведения:.

Создание с детьми художественных текстов как средство развития субъектных качеств детей 4–5 лет Развитие субъектных качеств ребенка (инициативы, самостоятельности, творчества, избирательности, способности делать выбор) – одна из важнейших.

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт - терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия - это способ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Схематизация как средство запоминания стихотворных текстов»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 09:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД