Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

Татьяна Шерстнева
Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

Программа развития ребенка р/в с особенностями психофизического развития построена на основе зарубежного опыта (Программа «Маленькие ступеньки», Сиднейского университета, Мойры Питерсон и Робина Трилора) и достижений российских ученых (С. Л. Новосёловой, Л. В. Гришиной, Л. Н. Павловой, Е. Б. Волосовой и др.).

В программе учтены следующие принципы:

онтогенетический (установление фактического, реального возраста развития познавательной деятельности ребенка (в том числе сенсомоторного развития, развития наглядно - действенного мышления, речевого, социального и физического развития. Для чего используется Денвер - тест.

Программа построена с учетом возрастной периодизации:

- от рождения до 3 - х месяцев;

- от 3 - х до 6 - ти месяцев;

- от 6 - ти до 9 - ти месяцев;

- от 9 до 12 месяцев;

- от 1г. 3мес до1г. 6мес;

- от 1г. 6мес до 1г. 9мес;

- 2года - 2г. 6мес;

- от 2-х лет 6мес до 3 - х лет.

концентрический принцип (многократная обработка умений; лишь при таком подходе умение автоматизируется, т. е. переходит в навык).

ступенчатый принцип (умения и навыки даны в программе под порядковыми номерами в соответствии с последовательностью их формирования).

принцип сензитивности (ранний возраст охватывает сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием).

В программе представлены следующие разделы:

1. Стимуляция познавательного развития.

2. Стимуляция эмоционального развития.

3. Речевое развитие

4. Социальное развитие

5. Физическое развитие

I. Важность сенсорной стимуляции, в том числе, чтобы ребенок в 1 - ый год жизни освоил всё богатство ощущений для начала работы всех анализаторных систем, чтобы у него выработались вкусовые, обонятельные, тактильные, зрительные ощущения. Очень важна работа осязания (кожной чувствительности).

II.Стимуляция эмоционального развития (важно создавать источники эмоциональных стимулов, поскольку у детей с отклонениями в развитии выявляется отсутствие эмоционального контакта со взрослым, с фиксирования взгляда на его лице).

III.Развитие речи.

Первый год жизни - подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка. В ходе эмоционального общения со взрослым происходит формирование голосовых реакций и речевого слуха. Речевая активность ребенка проявляется на фоне совершенствования его зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоциональных контактов со взрослыми, усиления двигательной активности. Крайне важна стимуляция движения рук, так как развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки. Овладение речью в этот период зависит от эмоций ребенка, поэтому необходима его эмоциональная стимуляция. С 9 - 12 месяцев возникает новый тип речевого развития - умение подражать слогам, которых в речи ребенка ещё нет. Разговором или прибауткой взрослый стимулирует их появление. До 1года 6месяцев на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Во втором полугодии 2 - го жизни следует расширять пассивный запас слов. Что касается развития активной речи, то ребенка следует учить произносить те слова, которые он понимает.

Примерная программа развития ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития представлена в учебно - методическом пособии:

Степура Н. А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. - 146с.

В методическом пособии по развитию детей раннего возраста: Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224с. Развитие детской речи до 3 - х лет традиционно разделяют на 3 основных этапа:

1. доречевой этап (от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета);

2. дограмматический этап первичного освоения языка (от 1 года до 2 - х лет);

3. этап усвоения грамматики, занимающий 3 - й год жизни ребенка.

Игры и занятия с детьми 1 года жизни.

От 3 - 5 недель до 2,5 - 3 месяцев:

С 3 - 4 - х недель ненадолго подвешивать над кроваткой яркую игрушку и двигать её в разных направлениях. Лучшей игрушкой в этом возрасте является погремушка или подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.

От 2,5 - 3 до 5 - 6 месяцев:

Подвешенные игрушки, на которые ребенок раньше только смотрел спускают ниже, располагая над его грудью так, чтобы он, размахивая руками, случайно наталкивался на них, мог их ощупывать и захватывать. К 5 - ти месяцам ребенок должен направлять к игрушке руки, захватывать и, наконец, брать игрушку из рук взрослого и даже со дна манежа (в положении на животе).

С 5 - 6 месяцев до 9 - 10 месяцев:

После 7 месяцев - развивается умение находить по слову названный предмет («Где Ляля?») - используются крупные сюжетные игрушки. «Ладушки» - развивается понимание названий простых движений и подражание им. С 8 - 9 месяцев - знакомство ребенка с его именем и именами других детей и взрослых. С 7 - 8 месяцев - «перекличка» - подражание простым звукосочетаниям; ползание; вставание к барьеру; переступание вдоль барьера.

От 9 - 10 месяцев до 1 года:

«Показ игрушки» (вызвать звукоподражание: «кс - кс», образовать осмысленное слово «киса»); занятия с мешочком; катание шариков; нанизывание колец на палочку; «матрешки» (научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова «открой», «закрой»); перекладывание кубиков; «догоню - догоню» (стимуляция ходьбы); собирание рассыпанных колец.

Игры и занятия с детьми от 1 года до 2 - х лет.

Упражнения на развитие внимания и навыков подражания (все движения сопровождаются речью; для оживления занятий используются стихи);

Упражнения для развития крупной и мелкой моторики;

Рисование (ладошками, кремом для бритья, пальцем по запотевшему стеклу, по крупе - способствует формированию координации глаз и руки); чирканье мелками; рисование фломастером и карандашом (годовалого малыша можно научить чиркать фломастером по листу бумаги). Ребенок в возрасте от года до 2 - х лет держит фломастер всей ладонью («ладонный захват»). Помогайте ему учиться координировать движения руки, не давайте ему делать чересчур сильные, размашистые движения. Рисование прямой вертикальной, горизонтальной линии, штрихов, круга.

Игры на отгадывание действий бытового характера: «отгадай, что я делаю»; упражнения для развития координации движений в быту;

Развитие речи и ориентировки в окружающем мире:

показы с называнием (от 1 года до 1года 6 месяцев);

показ предметов в действии (н -р: укладывание куклы спать; кормление куклы);

показ живых животных;

поиски спрятанных игрушек (развивать умение узнавать и называть игрушки);

«прогулка по комнате» (с 1 года 3 месяцев) - познакомить ребенка с названиями предметов домашнего обихода;

занятия на развитие подражания (с 1 года 3 месяцев): «кто как кричит?»; потешки; выполнение поручений («принеси мячик», «что сделать с названной игрушкой», «покажи, как»).

Занятия по картинкам можно предлагать детям, начиная с конца 1 года жизни, но не всем подряд, а лишь тем, кто имеет достаточный уровень понимания речи окружающих и активной речи:

занятия с одной картинкой (привлечь внимание ребенка к изображению, вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого; развивать понимание слов) + с 2 - мя картинками; с несколькими картинками (учить искать и находить названные изображения):

«Кормление собачки», «Села птичка на окошко», «Девочка и петушок», «Зайчик и морковка» (н - р: научить произносить слова: «зайка», «кушай», «морковка» и действия с игрушечным зайчиком).

Развитие ребенка от 2 до 3 - х лет.

Ритмика и координация речи с движениями.

Рекомендация: любое занятие с ребенком по развитию речи лучше всего начинать с речевой зарядки - чтения небольшого стихотворения с одновременным выполнением соответствующих движений в медленном темпе. Если ребенок не говорит, то его движения сопровождаются словами взрослого. При этом очень важно, чтобы движения соответствовали тексту.

Игры и упражнения на развитие речи.

определение звучащих игрушек (3 - 5);

«откуда доносится звук?»;

определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио);

определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц;

определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, ветер, дождь, гром, шум толпы);

выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, закрой, подними);

перемещение предметов по заданию (н - р: взять со стола мишку и поставить его на диван);

повторение сочетаний звуков и слогов (А, У, О, И; А - У, О - А; АУ, АУИ; ТА, ПА, МА - МА, ТА - МА - СА). Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны;

повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений (домик и ёлка; лопата, ведро, песок; кошка спит; собака лает).

Дыхательные и голосовые упражнения:

сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку;

дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места;

дуть на шарики разного веса (пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объёма);

дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие тазике, тарелке, миске с водой;

дуть в дудочку, свистульку;

надувать и пускать мыльные пузыри.

Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук.

Миогимнастика (для детей от 1 года до 3 - х лет). Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствуя навыкам правильногоглотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации):

«Лошадка» (цоканье язычком в течение 30 - ти секунд); «заводим машинку» (длительное произнесение звука «д - ддд»); «погладим зубки» (кончиком языка сначала упереться в нёбо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов); «поцелуй» (вытянуть губы хоботком и чмокнуть); «шарик лопнул» (надуть щёки и медленно выдавит воздух через сжатые губы кулачками); «петрушка» (при разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы).

Развитие правильного звукопроизношения.

Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать её лучше с произношения гласных звуков.

1. Звуковое подражание:

- укачивание ребенка: а - а - а;

- гудение паровоза: у - у - у;

- крику в лесу: ау!

2. Подражание голосам животных.

3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами;

4. Произнесение простых слов и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.

В процессе игры обучайте ребенка фразам: «У меня мяч» (или кукла, шар и т. д.).

Игры на развитие внимания и памяти:

«Что катится?»

«Почтовый ящик»

«Сделай узор»

«Сбор урожая»

«Построим башню» «Разноцветные поляны»

«Найди такой же» «Найди ошибки»

«Мозаика» «Кого загадали?».

«Спрячь мышку»

Публикации по теме:

«Использование программы «Комфорт» на основе здоровьесберегающей технологии биологической обратной связи в работе с детьми» Программа «Комфорт» - универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных возможностей на основе обучения навыкам.

Система основной пед. документации ДОУ. Программа развития ДОУ Система основной педагогической документации ДОУ Программа развития ДОУАвтор презентации: Овечкина Т. А. – к. п. н. ,руководитель Института.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 16 декабря 2012 в 20:15
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...