Система работы по экологическому воспитанию. Познание природы родного края, как средство формирования экологической культуры.

Наталья Тихая
Система работы по экологическому воспитанию. Познание природы родного края, как средство формирования экологической культуры.

Тихая Наталья Сергеевна

воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» п. Архара

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены. Своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой.

Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами о питании, тепле, и вместе с тем, над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения.

Экологическое воспитание дошкольников имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Я считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве, связанное с представлениями о ценности жизни, может изменить отношение к нашей природе. И только знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в методических пособиях советских педагогов: М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко С. А. Веретенниковой, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина.

Начало экологического подхода в ознакомлении детей с природой, систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы положили И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин.

В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно в дошкольном детстве ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Потому целью моей работы по экологическому воспитанию является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, через познание природы родного края.

Природа нашего края очень причудлива и разнообразна. Удивителен растительный и животный мир. На территории нашего края находятся много редких видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу, а экологические понятия легче сформировать на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с особенностями природы родного края;

2. Научить видеть красоту природного мира;

3. Формировать у детей экологическую культуру;

4. Развивать сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;

5. Воспитывать бережное отношение к природным объектам.

Принципы работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников:

1. Краеведение. Изучение природы родного края

2. Педоцентризм. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания.

3. Научность и доступность понятий. Естественно - научные знания оформляются по схеме: «представления – понятия - знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

4. Сезонность. Все направления программы связаны с временами года.

5. Принцип «спирали», который заключается в возвращении к объектам природы, для углубления и расширения научных представлений и понятий, используя более сложные приемы и методы.

6. Интеграции. Так как из-за небольшого объема часов при распределении образовательной нагрузки, выделяемых на изучение природы, невозможно добиться нужного результата, поэтому возникает необходимость объединять несколько предметных областей. Что позволяет соединить всю работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивной деятельностью (рисование, ручной труд, изготовление поделок из природного материала и т. д.)

Для педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста главной задачей является заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В старшем дошкольном возрасте расширяю представления детей о событиях и явлениях мира природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия. Учу детей самостоятельно добывать знания: «Спросить у другого человека», «Посмотреть иллюстрации в книге», «Посмотреть видеосюжет» и т. д.

Для успешной реализации программы я использую на практике разнообразные формы работы. Особую роль отвожу организованной образовательной деятельности. Ставлю перед детьми проблемные ситуации, например: может ли жить корова в лесу, и почему; почему растения живые; как сберечь чистую воду? Для совместной деятельности с детьми выбираю интересные темы: «Живая – неживая природа», «Живая душа природы – растения», «Лесные происшествия зимой», «Кто радуется весне?» Темы таких бесед развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность. Очень любят дети отгадывать и придумывать загадки о животных. Использую в работе опыты и эксперименты с песком и глиной, водой, снегом, где ребята узнают их свойства. Читаем и обсуждаем произведения о природе, рассматриваем детские энциклопедии, оформляем тематические выставки.

Организую игры - путешествия, так как считаю, что очень важно заинтересовать и увлечь детей. В таких играх полученные знания становятся прочными, запоминаются надолго. Использую наглядный материал (картины, иллюстрации, мультимедиа презентации, видеофильмы, экологические сказки). Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Со старшими детьми и родителями создаем коллекции природного материала, гербарии. Например: «Мир камней», «Волшебная глина», «Полезный песок».

При организации образовательной работы с детьми происходит интеграция со всеми образовательными областями, которые заканчиваются продуктивной деятельностью.

Экскурсии в природу – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу и в ближайшее окружение. С ребятами мы ходим в парк, где растет много разных пород деревьев, выезжаем на нашу любимую реку Архару. У нас появились свои традиции. Каждую осень мы ходим в поход на сопку. У нас есть свой маршрут и любимое место, откуда видно весь наш поселок. Мы не только любуемся замечательным видом Архары, но и «лечим природу», убираем мусор, который совсем не украшает наше любимое место. Тем самым приобщаем детей к труду и воспитываем любовь к природе. А каждую весну, в апреле, мы посещаем Архаринскую станцию реинтродукции Хинганского заповедника, где дети могут полюбоваться редкими и очень красивыми птицами. В нашем заповеднике живут Японские и Даурские журавли, утка мандаринка, орлан - белохвост, лебеди и дикие гуси.

Посещая музей в заповеднике, ребята узнают много интересного о животных и птицах нашего края. От таких экскурсий у ребят остается много впечатлений.

Особую роль отвожу практической деятельности в природе. Это труд по уходу за комнатными растениями и попугаем в уголке природы. Три года назад на территории детского сада мы посадили сад. В саду выращиваем плодовые культуры: смородину, вишню, крыжовник, сливы, абрикосы и разные редкие растения нашего края: ландыши, рододендроны, лилии и другие. Трудовые поручения дети вместе с воспитателями выполняют в саду. Наш сад совсем молодой, но мы уже собираем урожаи ягод: смородины, облепихи, слив. Практические занятия дают возможность усваивать не только фактический материал, но и приучать мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтобы дети понимали: уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце и т. д.)

Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Я провожу следующие акции:

«День цветов» (создание цветочных аллей);

«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев в саду);

«Птичья столовая» (подготовка кормушек к зиме);

«Чистое утро» (уборка территории);

«Сохраним лесную красавицу» (рисование и развешивание экологических листовок перед новым годом).

Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. С самыми маленькими дошколятами я провожу наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать). Эти наблюдения дополняю художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки и др. («кружатся листья, «падают снежинки», «ходит кошка»).

У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.

Во время прогулок провожу наблюдения за растениями, насекомыми, погодой. На прогулку берём с собой увеличительные стекла. Предлагаю рассмотреть кору дерева, каплю воды на травинке, семена одуванчиков, снежинку на рукавичке, камень, насекомых, червей и т. д. При этом люблю давать задания «кто самый внимательный». Это упражнение развивает произвольное внимание, наблюдательность. Дети самостоятельно могут ответить на вопросы: Чем отличается кора старых деревьев от молодых, Чем отличается природные объекты, от созданных людьми? Учу детей замечать повторяемость форм и линий в природе и искусственной среде. Прожилки на листья похожи на крону деревьев, чешуя рыбы похожа на черепицу крыш.

Основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения в уголке природы или прошу зарисовать то, что наблюдали.

С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Большую роль экологического воспитания имеет слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающая детям понять причинно–следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения. Именно беседа позволяет мне выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.

Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева лист», «Кто лишний?», «Загадай, мы отгадаем», «Отгадай, что за растение», «Собери картинку животного или птицы».

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды. В моей группе создан природный уголок. Обитатели уголка являются комнатные растения, попугай Тимоша, аквариумные рыбки Данио рерио, а так же оборудование для ухода за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Большое место отведено опытам, так как опыт способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность и учит детей рассуждать и делать простейшие умозаключения.

Опыты с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

С помощью игрушек и картинок знакомлю малышей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

Большое внимание уделяю экологическим сказкам. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравится показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мы разработали систему сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это и совместные с родителями походы выпускных групп на речку Архару, экскурсии на сопку, семинар на тему: «Люби и знай свой край родной», родительские собрания на тему: «Экологическое образование в ДОУ – что это такое?», выпуск экологической газеты «Помогите птицам», «Твой дом – твоё здоровье». Конкурсы рисунков на темы: «Тигр – царь природы», «Журавушка», конкурс поделок из природного материала. Одна из форм работы с родителями, которая вызвала большой интерес - создание листовок на тему «Берегите природу». Родители отражали в листовках интересные предложения о бережном отношении к природе, фотографии о загрязнении людьми природы и показывали свой положительный опыт семейного воспитания.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников (Н. А. Рыжова "Наш дом - природа", С. Николаева "Юный эколог", Л. Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»; Познакомилась с програмами А. Вересова - «Мы земляне»; Е. Рылеева - «Открой себя»; Ж. Л. Васякина-Новикова - «Паутинка».

Большая творческая активность специалистов, а также наше понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, вдохновило меня на создание собственной программы экологического воспитания дошкольников. Программа называется «Природа родного края». Девиз нашей программы:

Береги свой край, свою природу,

Каждую былиночку любя,

Лучшим другом ты войди в природу,

А зверей ты убивай внутри себя.

При составлении программы «Природа родного края» за основу был взят раздел «Экологическое воспитание» Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой). Кроме этого нами добавлен региональный компонент.

Программа «Природа родного края» рассчитана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Так как природа нашего края очень богата и разнообразна в основу программы был взят принцип краеведения. Этот принцип позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.

Цель программы:

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие красоты и многообразия природы родного края;

2. Формирование знаний о природе родного края.

3. Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

Программа реализуется по трем направлениям:

1. Охрана природы.

2. Ознакомление детей с явлениями неживой природы.

3. Ознакомление детей с явлениями живой природы.

Направления раскрываются через области:

• Растительный мир.

• Животный мир.

• Водный мир.

• Земля (полезные ископаемые родного края).

Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Архаринского района. Иллюстрации были оформлены в альбомы «Птицы нашего края», «Животные нашего края», «Деревья и кустарники» и т. д. Эти альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания с детьми.

Была собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. В кабинете выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса.

Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры «В гости к лесу», «С кем дружит ель», «Кто живет в лесу», «Правила поведения в лесу» и др.

Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, набор пластинок и кассет, диапроектор с набором слайдов, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений. Проводятся опыты, игры, беседы. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы, рассказам педагогов и детей.

Для выявления степени освоения ребенком эколого - образовательной программы мы создали диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности экологических знаний, характер взаимодействия с природой, наличие умений и навыков правильного поведения в природе.

Получить нужную информацию можно при наблюдении за детьми, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например: бесед, игровых заданий, тестов. Методику обследования детей я представила в приложении. По данным обследования выяснилось, что дети хорошо знают животных и птиц родного края, классифицируют «живое» и «неживое», ориентируются во временных изменениях в живой и неживой природе, понимают роль животных в жизни человека. Результаты работы показали, что дети стали бережно относиться ко всему живому, проявлять интерес к труду взрослых по уходу за растениями и животными, научились обращать внимание на красоту родной природы.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. В работе с дошкольниками использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, продуктивной деятельности, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Проект «Люби и береги природу родного края» Слайд №1. У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Система работы по экологическому воспитанию. Познание природы родного края, как средство формирования экологической культуры.
Опубликовано: 5 декабря 2012 в 16:06
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...
Объёмная снежинка. Мастер класс.
Во всех садах уже начались предновогодние хлопоты. Это очень приятное и увлекательное занятие как для педагогов, так и для детей. Не зависимо от того...
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Фотоотчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов «Букет...
Фото-отчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов на тему: «Букет для любимой мамочки» с детьми 6-7 лет. Доброго времени...